А вместе 30 ПАРАДИГМА КИТАЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В ПОНЯТИЯХ «ВТОРОЙ МОДЕРНОСТИ» с ней потерпел неудачу уникальный цивилизационный проект, совместивший идеи «догоняющей» модернизации и фундаментальной контрмодернизации. <...> Следуя западной (и сталинской) модели модернизации, КПК проводила индустриализацию за счет перекачки средств из аграрной экономики. <...> Монополия КПК на власть упраздняла и разделение властей, и состязательную выборность. <...> Знаменательно, что в ходе дискуссий обществоведов КНР в 80-х годах модернизация не только вышла на первое место, но и была осознана как цивилизационное явление «модернизация человека» (Го Циюн). <...> Однако мы надеемся, что эта трансформация будет осуществлена под руководством Коммунистической партии Китая, под знаменем китаизированного марксизма и в рамках социализма… <...> Понятно, совместить столь разнородные элементы крайне непросто; к тому же признается, что функционирование «китаизированного марксизма» отныне «должно осуществляться на основе разума, а не средствами политического принуждения». <...> Чтобы обрести «настоящий социальный консенсус» в таких условиях, необходимо – и понимание этого в общественной жизни КНР все более заметно – «вести диалог» с представителями других идеоло32 ПАРАДИГМА КИТАЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В ПОНЯТИЯХ «ВТОРОЙ МОДЕРНОСТИ» гий, обучаясь в рамках этого взаимодействия и «абсорбируя то рациональное, что в них содержится». <...> Она удерживается в регламентированном респекте к «учению Мао», но в научно-теоретическом плане теснится модернизационной парадигмой. <...> Обращение к модернизационной парадигме изменило сам тон историописания. <...> Модернизационная парадигма оказывает все более заметное влияние на официальную историографию КНР, которая стремится при этом интегрировать в поступательное «движение к модерности» маоистский период. <...> В монографии «Модернизация Китая в исторической перспективе» (1994) коммунистическая революция рассматривается <...>