№ 1 А.М. Малахова ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В статье анализируются советские учебники по немецкому языку. <...> Школьный учебник предстает как отражение своей эпохи и в то же время как один из важнейших инструментов воспитания личности. <...> Школьный учебник является продуктом своей эпохи, служит воспитанию личности и прививает ей определенную культуру. <...> Во все времена содержание учебной литературы определялось правительственными министерствами и ведомствами, к компетенции которых относились вопросы образования. <...> Различия в содержании современных учебников (в том числе и по немецкому языку) и тех, которые были написаны в другие времена, свидетельствуют о кардинальных изменениях в культурном поле государства, поэтому выбранная тема представляется актуальной. <...> В данной статье будут проанализированы школьные учебники по немецкому языку, изданные в СССР в первой половине ХХ в. <...> Выбор источников объясняется следующими причинами: во-первых, взаимоотношения Советского Союза и Германии в этот период, да и в течение всего ХХ в., были весьма неоднозначны, и от этого во многом зависел статус немецкого языка в советской системе образования. <...> Во-вторых, в 1930-е гг. партией была осуществлена школьная реформа, которая “обеспечила школу стабильными учебниками и учебными программами”1, поэтому данный практический материал весьма показателен в смысле культурного наполнения. <...> В-третьих, для Малахова Анастасия Михайловна – аспирант, преподаватель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> 39 анализа берутся именно школьные учебники, так как формирующееся детское сознание более подвержено различным влияниям, и будет интересно проследить, каким образом партия воспитывала молодое поколение будущих коммунистов. <...> Одним из необходимых условий установления авторитета новой власти было разрушение старого <...>