Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум
Россия и современный мир  / №3 2011

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ РОССИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПивоваров
Страниц21
ID470750
АннотацияУ каждого поколения, у каждой эпохи существует потребность в историческом самоопределении, собственном ви΄дении прошлого. Сейчас же в России эта потребность ощущается особенно остро. Попытки понять исторический путь России исходя из различных теоретических оснований предполагают поссибилитистский подход, создающий возможности выбора места в мире и модели, обеспечивающий свободу выбора идентичности. Свобода выбора идентичности (Россия эксклюзивна, Россия вместе с Европой, Россия между Европой и Азией, Россия между Европой и Евразией) и есть онтология историософии, самопознания
Пивоваров, Ю.С. К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ РОССИИ / Ю.С. Пивоваров // Россия и современный мир .— 2011 .— №3 .— С. 6-26 .— URL: https://rucont.ru/efd/470750 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пивоваров К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ РОССИИ Пивоваров Юрий Сергеевич – академик РАН, директор ИНИОН РАН. ческом самоопределении, собственном ви У каждого поколения, у каждой эпохи существует потребность в истори΄ дении прошлого. <...> Но бывают времена, когда историософская потребность ощущается особенно остро. <...> С другой – русское сознание всегда было ориентировано на философско-историческую проблематику. <...> Однако несмотря на напряженность историософских поисков, на жар историософского горения, русская мысль и русская наука подобно иным (европейским) уложились – в общем и целом – в два подхода. <...> Кратко рассмотрим существо и специфику этих двух господствующих типов осмысления и упорядочения исторического процесса. <...> Без этого и вне этого, коль эти типы действительно господствуют, не подойти к теме самоопределения современного российского человека во времени и (социальном) пространстве. <...> И на всю жизнь обязаны были запомнить, что мировая история, по Марксу, состоит из пяти сменяющих друг друга формаций. <...> За6 К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ РОССИИ тем, став студентами, читали об «азиатском способе производства», об энергичной полемике вокруг него, которая не одно десятилетие шла (в основном) среди ученых-востоковедов. <...> Должен сказать, что именно эта полемика посеяла во мне, студенте конца 60-х – начала 70-х годов, первые «историософские сомнения». <...> Но, как выяснилось впоследствии, не один лишь «азиатский способ производства» угрожал моему «школьному марксизму» с его жесткой пятичленной формулой. <...> Оказалось, что наука (советская и зарубежная) обнаружила в классическом марксизме три варианта осмысления истории. <...> Согласно выявлению исторических типов общественных отношений зависимости и свободы, когда за основу берутся исторические способы соединения в целое общественных индивидов (т.е. природа их социальности) и конкретно-исторические способы соединения работника и средств производства. <...> Конечно <...>