Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №4 2013

ПОНЯТИЕ УДАЧИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ И НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО И ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКОВ) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПетрова
Страниц9
ID470132
АннотацияОб языковых средствах, отражающих восприятие понятия удачи в русском и польском языках жителями города и сельской местности. Понятие удачи рассматривается с точки зрения аксиологии, лингвокультурологии и когнитивной лингвистики.
УДК81'38
Петрова, Е.В. ПОНЯТИЕ УДАЧИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ И НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО И ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКОВ) / Е.В. Петрова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2013 .— №4 .— С. 160-168 .— URL: https://rucont.ru/efd/470132 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Е.В. Петрова ПОНЯТИЕ УДАЧИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ И НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ (на примере русского и польского языков) Статья посвящена рассмотрению языковых средств, отражающих восприятие понятия удачи в русском и польском языках жителями города и сельской местности. <...> Понятие удачи рассматривается с точки зрения аксиологии, лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. <...> Удача — одно из основных понятий жизненной философии человека. <...> Когда человек предпринимает какое-либо начинание, хочет решить какой-то вопрос, справиться с проблемой, в его жизни огромную роль играет вера в удачу, благополучный исход дела или, напротив, боязнь, сомнения, опасения, что ничего не получится, не придет удача. <...> Представляется плодотворным рассмотреть понятие удачи как концепт русского и польского языкового сознания, как ментальную ценность, выраженную лингвистически и культурологически. <...> Анализ сосредоточен на дискурсивных жанрах, служащих “средой обитания” понятия удачи; его цель — выявление особенностей концептуализации этого понятия в повседневной городской и сельской культурах. <...> Как известно, есть разные взгляды на понятие концепта. <...> Лихачёва концепт является “результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом”1. <...> Содержательная составляющая концепта “тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека”2. <...> 160 трактовок концепта является подход к нему как к лингво- и этнокультурному феномену. <...> Так, например, С.Г. Воркачёв характеризует концепт как “культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму”3. <...> Главная функция концепта состоит в выражении особенностей “мышления и поведенческих реакций индивида или социальной группы”4. <...> Таким образом, концепт — это ментальная сущность с парадигматической структурой, специфическая конфигурация языковых <...>