Особый интерес вызывает геополитический трактат писателя “Ответ г-ну Боре на вопрос о святых местах” (1851, 1858), в котором на примере широкого контекста взаимодействия Ближнего Востока — Запада — России исследуются цивилизационные предпосылки нового Крестового похода. <...> Тема Крестовых походов имеет в истории русской культуры пространное развитие1 и регулярно актуализируется в различных культурных сферах. <...> Первое дошедшее до нас описание крестоносцев на Святой земле принадлежит черниговскому игумену Даниилу, в 1106—1108 гг. посетившему Палестину в качестве православного паломника2. <...> “Хожение” игумена Даниила Моклецова Ирина Васильевна — канд. культурологии, доц. кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> 2 “Хожение” игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. <...> 5 “Хожение” игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. <...> То, что до определенного времени представляло размолвку между первоиерархами Рима и Константинополя, позднее приведет к непримиримому противостоянию между Церквами Востока и Запада, предопределив своеобразное развитие русской цивилизации7. <...> В 1200 г. столицу Восточной Римской империи, Константинополь, посетит новгородский паломник Добрыня Ядрейкович, описавший свою поездку в “Сказании о святых местах и чудотворных иконах и иных чудесных вещах в Царьграде”8. <...> Его тщательно проработанное сочинение приобретет для культуры Византии и Руси (России), истории христианства особое значение после разгрома крестоносцами в 1204 г. столь почитаемого русскими Царьграда. <...> Описание разгрома Константинополя находится в центре повествования “Хроники” византийского историка и писателя Никиты Хониата, который был очевидцем этих драматических событий и оставил достоверное свидетельство высокого литературного достоинства10. <...> Об этом сообщает также древнерусский автор Анонимного хождения <...>