Традиционная удмуртская вышивка до сих пор остается малоисследованной. <...> В XIX веке этот способ
декорирования одежды у большинства этнографических подразделений удмуртов был вытеснен узорным
ткачеством. <...> Наиболее изолированные от внешнего мира этнографические подразделения северных удмуртов (косинские и слободские удмурты) сохранили традиционную одежду из белого холста, украшенную
вышивкой, наполненной языческой символикой, связывавшей тело человека с мирозданием. <...> Свадебный
комплект женской одежды насыщен символикой плодородия. <...> В других разновидностях традиционной
одежды присутствуют тотемистические мотивы и образы, восходящие к бронзовому литью. <...> Два этнографических подразделения северных удмуртов, проживающие на разных берегах р. <...> Ряд явлений их традиционной вышивки указывает на общность истоков обеих традиций, в первую очередь это относится к декору свадебной одежды. <...>
В то же время художественное решение многих вышивок, особенности техники их исполнения, цветового и орнаментального решения указывают на две специфические традиции. <...> Они были сформированы
в результате длительного самостоятельного художественного поиска многих поколений, принадлежавших
к двум имеющим общее происхождение, но разным, изолированным друг от друга группам. <...> Традиционная
вышивка косинских удмуртов отразила взаимодействие их предков с обскими уграми – это видно по ее
орнаментике. <...> В то же время в вышивке слободских удмуртов проявилось русское влияние: это заметно
как в орнаментике (широком распространении свастики), так и в художественных приемах – специфических мережках. <...> Материал вышивки отразил исторический путь и культурное взаимодействие носите-
лей традиции с разными народами. <...> В статье изложены результаты исследования автором традиционной
вышивки двух проживающих в Кировской области подразделений удмуртского народа. <...> Приведенные
в статье данные подтверждают мысль автора об объективном существовании <...>