№ 3 И.В. Павловский РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ДИСКУССИОННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ М.В. <...> ЛОМОНОСОВА Большее количество исторических концепций, выдвинутых М.В. Ломоносовым в его исторических трудах, не упоминаются последующими историками, даже в историографических очерках и главах. <...> Региональные особенности менталитета составляют основу ярко-эмоциональных идей Ломоносова и являются главной причиной того, что эти дискуссионные идеи игнорируются историками. <...> И дело даже не в его ярко выраженном патриотическом желании противопоставить норманистской позиции Миллера, Байера и Шлетцера свою первую в нашей исторической науке антинорманистскую концепцию, а в том, что Михайло Васильевич как человек самостоятельного и независимого ума всегда боролся с общепринятыми, но научно недоказуемыми концепциями. <...> При этом ясно, что ни в германском, ни в готском языке однокоренных слов хлеб не имеет, зато в русском предостаточно — хлебать, хляби, хлев и т.д. <...> Ввиду такой прославянской или даже прорусской позиции современные историки редко обращаются к выводам М.В. Ломоносова, когда пишут о древнейших этапах развития нашего народа. <...> Очень одиозные выводы делает Михайло Васильевич из работ античных авторов. <...> Во всем остальном историки, лингвисты, можно сказать, боятся обратиться к трудам М.В. Ломоносова или сослаться на него. <...> Нет ссылок на Ломоносова и у О.Н. Трубачева, который развивает многие ломоносовские тезисы в своей работе “Этногенез и культура древнейших славян”; нет упоминания взглядов Ломоносова и у А. <...> Солоневич в “Народной монархии”, немцы накануне Второй мировой войны, начитавшись именно русской литературы в лице ее Толстых и Горьких, были убеждены в естественно легкой 34 победе над Советской Россией. <...> Михайло Васильевич был человек безжалостный, и он ногой исторических аллюзий наступал на горло русскому человеку, поющему самозабвенно оду своей исторической <...>