Шестакова ПОНЯТИЕ МУЗЕЯ В ФИЛОСОФИИ ФЁДОРОВА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация На материале работы «Музей, его смысл и назначение» рассматриваются этимологический, частотный, словообразовательный, синтаксический аспекты понятия «музей», разбираются значимые в реализации авторской стратегии приемы комментирования, повтора, звуковых сближений и др. <...> Музей принадлежит к числу «основных реалий фёдоровского проекта идеального общества»1. <...> По справедливому суждению С.Г. Семёновой, «Музей у Фёдорова – это, по существу, грандиознейшее предприятие собирания, хранения, изучения остатков прошлого, всех малейших отпечатков ушедших людей на их делах, вещах, документах, дневниках, преданиях, книгах, произведениях искусства и т.д. <...> » При таком широком понимании музея «единственный глубокий смысл собирания мертвых вещей состоит, по мнению Понятие музея в философии Фёдорова: Лингвистический аспект 179 философа, в том, чтобы за ними видеть, по ним воссоздавать их авторов»2. <...> Тема музея затронута во множестве работ Н.Ф. Фёдорова, посвященных конкретным музеям (Воронежскому, Асхабадскому, конечно, Московскому Румянцевскому, свой труд в котором Фёдоров рассматривал «как священное дело»), отдельным аспектам музея – в связи с реалиями и событиями конца XIX в. <...> Однако главный, программный труд, в котором музей Фёдорова предстает как принадлежность идеального общества, это статья «Музей, его смысл и назначение». <...> Статья вошла во второй том «Философии общего дела» при первой ее публикации в 1913 г. Мы изложим некоторые наблюдения над тем, какими языковыми средствами и приемами выражено в статье Фёдорова многоаспектное, многосмысленное понятие музея. <...> При анализе самого текста выясняется, что он организуется в соответствии со стратегией, очевидно ориентированной не на самого автора, а на читателя, на 180 Л.Л. Шестакова выстраивание «в присутствии» читателя образа истинного музея как желаемого, воображаемого. <...> Рассмотрение <...>