Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №2 2011

РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторМеденица
Страниц9
ID469661
АннотацияОпираясь на эстетические взгляды Фёдорова, его концепцию теоантропоургического искусства, автор размышляет о сущности и путях религиозного искусства, о соотношении этического и художественного, о судьбах русского искусства XIX–XX вв
Меденица, В. РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА / В. Меденица // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №2 .— С. 42-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/469661 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Меденица РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА Аннотация Опираясь на эстетические взгляды Фёдорова, его концепцию теоантропоургического искусства, автор размышляет о сущности и путях религиозного искусства, о соотношении этического и художественного, о судьбах русского искусства XIX–XX вв. <...> В статье «Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?», Николай Фёдоров определяет первобытное искусство как теоантропоургическую деятельность, присваивая ему тем самым религиозный смысл. <...> «Молитва и молитвенное (вертикальное) положение были первым актом искусства; это теоантропоургическое искусство, которое состоит в создании Богом человека чрез самого человека. <...> Последний акт Божественного творчества был первым актом человеческого искусства, ибо назначение человека – быть существом свободным, а следовательно и самосозданным, так как только самосозданное существо может быть свободным. <...> <…> В акте востания (в вертикальном положении) живущего и в акте создания подобия в виде памятника Религиозный смысл искусства 43 умершему (в теоантропоургическом искусстве) человек возвышался, поднимался над природою; производя же из себя устрашающее или чувственно-привлекающее (антропоургическое искусство), человек падал» (II, 228–229). <...> Как видим, по Фёдорову, если искусство не является теоантропоургическим, религиозным, то оно не является и истинным искусством, не проявляет своей внутренней сути, а следовательно – не выполняет своего назначения. <...> Утрата искусством теоантропоургического (богочеловеческого) смысла означает его смерть, его существенную ненужность. <...> Поэтому любое эстетическое обособление искусства, даже если оно, на первый взгляд, кажется восславлением искусства, как то происходит в некоторых течениях эстетического сепаратизма, на самом деле означает лишь снижение его достоинства, поворот на путь, ведущий к его исчезновению. <...> Фёдоровская идея ставит перед нами несколько существенных вопросов <...>