Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №1 2010

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ЖАНР ИЛИ ТИП МЫШЛЕНИЯ? (260,00 руб.)

0   0
Первый авторМахов
Страниц2
ID469620
АннотацияВ то время как универсальные энциклопедии, стремительно теснимые «Википедией», становятся редки, как вымирающие динозавры, на тематическую энциклопедию приходит настоящая мода. Распространяясь по всему диапазону читательских интересов (от энциклопедий постмодернизма, европейской поэтики, понятий современного театра до энциклопедий грибов, мебели и кошек), она, как это ни парадоксально, в совокупности своих проявлений обнаруживает настоящую универсальность.
Махов, А.Е. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ЖАНР ИЛИ ТИП МЫШЛЕНИЯ? / А.Е. Махов // Литературоведческий журнал .— 2010 .— №1 .— С. 153-154 .— URL: https://rucont.ru/efd/469620 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В то время как универсальные энциклопедии, стремительно теснимые «Википедией», становятся редки, как вымирающие динозавры, на тематическую энциклопедию приходит настоящая мода. <...> Распространяясь по всему диапазону читательских интересов (от энциклопедий постмодернизма, европейской поэтики, понятий современного театра до энциклопедий грибов, мебели и кошек), она, как это ни парадоксально, в совокупности своих проявлений обнаруживает настоящую универсальность. <...> В самом деле: одна отдельно взятая тематическая энциклопедия по определению посвящена одному предмету, но, взятые все вместе, тематические энциклопедии рискуют сложиться в новую универсальную сверхэнциклопедию. <...> Шутка – но в ней есть изрядная доля правды. <...> В эпохи, одержимые стремлением к перечислению, классификации и/или систематизации, должны появляться жанры, в которых это стремление удовлетворяется. <...> Для эпохи барокко таким жанром была книга эмблем. <...> Один из барочных эмблематологов говорил, что «под солнцем нет такой вещи, которая не могла бы дать материал для эмблемы», – и в самом деле, сложенные в книгу, эмблемы давали дробную картину «мира отдельных предметов», в пределе и идеале стремящуюся к полноте, но никогда ее не достигавшую. <...> Если книга эмблем перечисляла, останавливаясь на каждом предмете как на примере, который надлежало освоить, то универсальная энциклопедия научно рубрицировала и систематизировала все мироздание как целое: как жанр она была порождена духом 154 А.Е. Махов Просвещения, свой расцвет пережила в эпоху торжества рациональности и научного знания. <...> Тематическая энциклопедия соответствует двум сторонам современного сознания: стремлению к систематизации, с одной стороны, и неспособности охватить мир как целое (вследствие утраты доверия к каким-либо критериям единства) – с другой. <...> От эмблематики она унаследовала любовь к выделению отдельно взятого предмета; от универсальной энциклопедиидух анализа и систематизации <...>