В то время как универсальные энциклопедии, стремительно теснимые «Википедией», становятся редки, как вымирающие динозавры, на тематическую энциклопедию приходит настоящая мода. <...> Распространяясь по всему диапазону читательских интересов (от энциклопедий постмодернизма, европейской поэтики, понятий современного театра до энциклопедий грибов, мебели и кошек), она, как это ни парадоксально, в совокупности своих проявлений обнаруживает настоящую универсальность. <...> В самом деле: одна отдельно взятая тематическая энциклопедия по определению посвящена одному предмету, но, взятые все вместе, тематические энциклопедии рискуют сложиться в новую универсальную сверхэнциклопедию. <...> Шутка – но в ней есть изрядная доля правды. <...> В эпохи, одержимые стремлением к перечислению, классификации и/или систематизации, должны появляться жанры, в которых это стремление удовлетворяется. <...> Для эпохи барокко таким жанром была книга эмблем. <...> Один из барочных эмблематологов говорил, что «под солнцем нет такой вещи, которая не могла бы дать материал для эмблемы», – и в самом деле, сложенные в книгу, эмблемы давали дробную картину «мира отдельных предметов», в пределе и идеале стремящуюся к полноте, но никогда ее не достигавшую. <...> Если книга эмблем перечисляла, останавливаясь на каждом предмете как на примере, который надлежало освоить, то универсальная энциклопедия научно рубрицировала и систематизировала все мироздание как целое: как жанр она была порождена духом 154 А.Е. Махов Просвещения, свой расцвет пережила в эпоху торжества рациональности и научного знания. <...> Тематическая энциклопедия соответствует двум сторонам современного сознания: стремлению к систематизации, с одной стороны, и неспособности охватить мир как целое (вследствие утраты доверия к каким-либо критериям единства) – с другой. <...> От эмблематики она унаследовала любовь к выделению отдельно взятого предмета; от универсальной энциклопедии – дух анализа и систематизации <...>