Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №1 2010

ТОЛСТОЙ НА СТРАНИЦАХ «ДНЕВНИКОВ» МИХАИЛА ПРИШВИНА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЕдошина
Страниц19
ID469617
АннотацияТворчество и личность Толстого даются сквозь призму восприятия М.М. Пришвиным, который, как и Толстой, на протяжении всей жизни вел дневниковые записи. На страницах дневников Пришвина Толстой предстает не только как писатель, но и как личность и общественный деятель.
Едошина, И.А. ТОЛСТОЙ НА СТРАНИЦАХ «ДНЕВНИКОВ» МИХАИЛА ПРИШВИНА / И.А. Едошина // Литературоведческий журнал .— 2010 .— №1 .— С. 122-140 .— URL: https://rucont.ru/efd/469617 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Едошина ТОЛСТОЙ НА СТРАНИЦАХ «ДНЕВНИКОВ» МИХАИЛА ПРИШВИНА Когда один писатель обращается к творчеству другого писателя, да еще в ситуации, когда один из них – Лев Толстой, то проясняются личностное своеобразие и специфические стороны художественного дискурса обоих. <...> Особенно когда эта «встреча» происходит на страницах дневниковых записей. <...> * * * Василий Розанов как-то заметил, что самым неискренним родом творческой деятельности является дневник. <...> Думается, что Розанов по своему обыкновению чутко уловил изначально разные цели дневниковых записей и письма. <...> Иное – дневник, который изначально пишется с расчетом на будущее прочтение другими людьми, а потому сознательно или бессознательно, но конструируется, продумывается. <...> Таков, например, знаменитый дневник Марии Башкирцевой, которая, по ее же признаниям, посредством дневниковых записей намеревалась остаться в истории, и не ошиблась. <...> Как правило, дневник публикуется, когда самого автора уже нет среди живых. <...> Редкое исключение составляют, например, дневниковые записи В.В. Бибихина, которые он издал сам незадолго до Толстой на страницах «Дневников» Михаила Пришвина 123 смерти, уже зная, что скоро умрет, и не желая, чтобы кто-то вносил в его записи правку (обычная практика, связанная с этическими соображениями)1. <...> В таком случае публикация дневника производит ошеломляющее впечатление: ведь герои да и сам автор записей еще живы, оценки даются разные, отнюдь не всегда лицеприятные. <...> В таком случае в записях сохраняются либо самоуважение и определенное дистанцирование от самого себя, как, например, в дневниковых записях А.А. Блока или А.С. Суворина, либо предельное к себе самому приближение (по известной формуле Достоевского, «заголимся, обнажимся»), как, например, в дневниковых записях Л.Н. Толстого. <...> В публикации дневника немалую роль играют те, кто готовит его к изданию. <...> Именно от этих людей напрямую зависит, в полном 124 И.А. Едошина или купированном облике <...>