МАТЕМАТИКА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: МЕСТО, РОЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ ©Дридгер К.А., 2011 (г. Оренбург) § 1. <...> Интеграция России в мировое сообщество означает вхождение системы образования в более широкое социокультурное поле, а, следовательно, требуется осмысление всей палитры современных образовательных тенденций (дифференциация, индивидуализация, демократизация, непрерывность, информатизация, компьютеризация, фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация и пр.) <...> . Ориентация современного образования в этих направлениях стала возможной в условиях смены технократической парадигмы, исчерпавшей свои возможности, на гуманистическую. <...> Суть этой переориентации состоит в следующем - от человека как объекта образования, выступающего в роли пассивного приемника информации, к человеку как субъекту, способному к самообразованию. <...> Другими словами, новая парадигма образования предполагает переход от прагматической целей образования, заключающейся в формировании профессиональной пригодности, т.е. в получении совокупности знаний, умений и навыков, к гуманистической цели – к личностному развитию субъекта [16]. <...> Само понятие «гуманистической парадигмы образования» ассоциируется с двумя понятиями «гуманизация» и «гуманитаризация», требующими уточнения и осмысления в рамках исследования места, роли и применения математики в гуманитарных науках, поскольку часто первое подменяется вторым, что, с нашей точки зрения, некорректно и недопустимо в условиях перехода к новой образовательной парадигме. <...> Шубину, гуманизация понимается как социальнокультурная позиция, которая исходит из приоритета человека как высшей ценности, что предполагает перестройку всей культуры, а значит и системы образования в гомоцентрическом направлении. <...> Гуманитаризация – средство гуманизации, используемое для того, чтобы дополнить естественно-техническую культуру гуманитарной, причем не только с помощью чтения обязательных или факультативных <...>
МАТЕМАТИКА_В_ГУМАНИТАРНЫХ_НАУКАХ__МЕСТО,_РОЛЬ_И_ПРИМЕНЕНИЕ.pdf
МАТЕМАТИКА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ:
МЕСТО, РОЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ
©Дридгер К.А., 2011 (г. Оренбург)
§ 1. Современная наука: естественная и гуманитарная компоненты.
… Во всяком специальном учении о природе можно найти
лишь столько собственно науки, сколько в нём
можно найти математики.
И. Кант
Интеграция России в мировое сообщество означает вхождение
системы образования в более широкое социокультурное поле, а,
следовательно, требуется осмысление всей палитры современных
образовательных тенденций (дифференциация, индивидуализация,
демократизация, непрерывность, информатизация, компьютеризация,
фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация и пр.).
Ориентация современного образования в этих направлениях стала
возможной в условиях смены технократической парадигмы, исчерпавшей
свои возможности, на гуманистическую. Суть этой переориентации
состоит в следующем - от человека как объекта образования,
выступающего в роли пассивного приемника информации, к человеку как
субъекту, способному к самообразованию. Другими словами, новая
парадигма образования предполагает переход от прагматической целей
образования, заключающейся в формировании профессиональной
пригодности, т.е. в получении совокупности знаний, умений и навыков, к
гуманистической цели – к личностному развитию субъекта [16].
Само понятие «гуманистической парадигмы образования»
ассоциируется с двумя понятиями «гуманизация» и «гуманитаризация»,
требующими уточнения и осмысления в рамках исследования места, роли
и применения математики в гуманитарных науках, поскольку часто
первое подменяется вторым, что, с нашей точки зрения, некорректно и
недопустимо в условиях перехода к новой образовательной парадигме.
Следуя В.И. Шубину, гуманизация понимается как социальнокультурная
позиция, которая исходит из приоритета человека как высшей
ценности, что предполагает перестройку всей культуры, а значит и
системы образования в гомоцентрическом направлении. Гуманизация
образования – это поворот к человеку (студенту и преподавателю) с
целью развития личности в целом, а не только ее знаний, навыков,
умений. Гуманитаризация – средство гуманизации, используемое для
того, чтобы дополнить естественно-техническую культуру гуманитарной,
причем не только с помощью чтения обязательных или факультативных
гуманитарных предметов, но и за счет использования гуманитарного
пласта в общенаучных дисциплинах. Гуманитаризация образования в
Стр.1