E-mail: bezrukov@irigs.irk.ru В статье раскрыты возможности преодоления в Сибири негативного влияния транспортного фактора за счет сокращения транспортных издержек и опережающего формирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры, прежде всего коренной модернизации Транссиба. <...> В разрезе основных широтных зон рассмотрены ключевые направления пространственного развития макрорегиона. <...> Ключевые слова: пространственное развитие, транспортные издержки, модернизация Транссиба, широтные зоны Стратегия пространственного развития Сибири1 должна в максимальной степени учитывать ее географические особенности и реалии, включая разнообразие и степень суровости природно-климатических условий, внутриконтинентальное макроположение, огромные расстояния и ограниченную транспортную доступность большей части территории, сочетание относительно обжитой Главной полосы расселения с малонаселенными северными районами. <...> Негативное влияние транспортного фактора Удаленность Сибири от главных экономических центров европейской части страны остается сильным негативным фактором размещения и специализации хозяйства, расселения людей и пр. <...> Такая удаленность, связанная с повышенными транспортными издержками, значительно усложняет хозяйственные связи Сибири с европейским центром, делая их в отдельных случаях практически невозможными (например, неэффективен 1 В соответствии с общегеографическим подходом под Сибирью понимается обширный макрорегион России от Тюменской области с округами на западе до Республики Саха (Якутии) на востоке включительно, который занимает 9,69 млн км2 (56,7% территории страны) и сосредоточивает 23,6 млн чел. <...> – №2 БЕЗРУКОВ Л.А. вывоз из Восточной Сибири недорогих канско-ачинских углей). <...> Средние расстояния между соседними городами вдоль Транссиба увеличиваются на восток в 2,8 раза: от 74 км (участок Тюмень – Байкал) до 208 км (Байкал – граница Амурской области), а размеры региональных центров <...>