Добреньков, докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ** В статье рассмотрены методологические и эпистемологические проблемы формирования теоретического знания в социологии. <...> Ключевые слова: социология, теоретическое знание в социологии, методологические проблемы, эпистемологические проблемы. <...> До сих пор не прекращаются споры о том, что представляет собой социологическая теория (в отличие от теории в естествознании или других социальных науках), каковы ее природа, функции и структура. <...> В методологической литературе научную теорию определяют как: совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпирическими признаками, а также в совокупность гипотез, которые подвергаются эмпирической проверке; иерархически организованная система предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости1; совокупность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных; выводы, представляющие логически истинные дедукции (которые называются пропозициями)2; “знание особого рода — знание всеобщее (универсальное) и необ∗ Добреньков Владимир Иванович, e-mail: soc@socio.msu.ru, vid@socio.msu.ru ** Начало. <...> Мотыль, “но все три определения исходят из понимания теорий как множества логически взаимосвязанных высказываний, цель которых — объяснение чего-либо. <...> Лабиринт социальной теории // Общественные науки и современность. <...> А.У. Гоулднер определяет социальную теорию не столько как систему научных знаний как таковых, сколько как форму отношения субъекта к действительности, включающую рациональные и иррациональные компоненты14. <...> Явно декларируемые и контролируемые разумом постулаты социальной теории соответствуют определенной системе ценностей. <...> Дюркгейм и Бурдье <...>