№ 4 С.А. Батуренко, канд. социол. наук, ст. преп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* СОЛИДАРИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: О. <...> ДЮРКГЕЙМ В этой статье анализируется проблема социальной солидарности и социального порядка в истории социологической теории. <...> Особую значимость эта проблема приобретает при необходимости снижения конфликтности в обществе, достижения его большей сплоченности перед современными рисками, при попытке объяснить одну из главных функций общества как суперсистемы, а именно возможности оставаться интегрированным целым. <...> В истории социальной мысли достаточно примеров анализа данной проблемы, а также попыток нормативного, организационного, технологического обеспечения состояния социального порядка. <...> Гоббсом в 1651 г. в “Левиафане”, затем разрабатывалась классической социологией. <...> Классическая социология продолжает анализ этой проблемы, предлагая более современное понимание естественного состояния, описанного Гоббсом, а также свое решение проблемы выхода индивида из этого естественного состояния, отвечая при этом на вопрос, почему отношения между социальными субъектами не проявляются в виде хаоса. <...> Конт видит целью социальной статики как части социологии обнаружение законов социального порядка. <...> Объектом социальной статики является общество “в состоянии покоя”, а также описание условий стабильного существования человеческого ∗ Батуренко Светлана Алексеевна, e-mail: level_s@rambler.ru 86 общества. <...> Социальная статика выделяет “структуру коллективного существа” и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. <...> Эти условия касаются индивида, семьи, общества, и основными среди них являются язык, собственность, общие верования и правительство. <...> Общество, согласно взглядам Конта, состоит из систем, а не из отдельных индивидов. <...> Конт отмечает особую <...>