К вопросу использования движителей для подводного плавучего нефтегазового сооружения Ч.С. Гусейнов, д.т.н., профессор; В.В. Крохин, студент (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия); Серж Ба Поиде, инженер по ремонту трубопроводов и композитным материалам, представитель фирмы в странах Африки, фирма 3x ENGINEERING, Монако своение глубоководных длительно замерзаю щих акваторий Северного Ледовитого океана (СЛО), как мы уже отмечали [1–4], невозможно без ис пользования подводных плавучих сооружений/судов, предназначенных для бурения скважин, а затем и для эксплуатации нефтегазовых месторождений. <...> На глу бинах до 200–300 м (при погружении самого судна примерно на 100 м) постоянное пребывание на задан ной глубине могут надёжно обеспечить заякоренные натяжные тросы/цепи/трубы (аналогично обычным полупогружным платформам/судам). <...> Однако подводные плавучие нефтегазовые суда, предназна чаемые для длительного пребывания на фиксирован ном месте, не следует из соображения их экономично сти проектировать самоходными, но для удержания на точке (обычно в центре над осваиваемым место рождением) необходимо снабдить автономным уст ройством ДП. <...> Сам процесс погружения на заданную глубину осуществляется путём заполнения баллас тных ёмкостей, равномерно расставленных по внеш нему периметру сооружения (а равномерность рас становки балластируемых ёмкостей обеспечивает горизонтальность положения самого судна, практи чески исключая крен в какомлибо направлении). <...> И хотя процесс погружения судна зависит от степени заполнения балластных ёмкостей, удержание судна О на задаваемой глубине как по горизонтали, так и по вертикали гарантированно смогут обеспечить толь ко движители, установленные по внешнему перимет ру судна. <...> Удержание судна на зафиксированной точке осу ществляется несколькими ориентированными на встречу подводному течению движителями (в отли чие от двигателей <...>