РУКОВОДСТВО ОЭСР ПО РАЗРЕШЕНИЮ
КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ*
O ПРЕДИСЛОВИЕ
Растущая общественная
обеспокоенность
1. Служение интересам общества
– это основополагающая
задача правительств и государственных
учреждений. Граждане
ожидают от должностных лиц государственных
органов честного,
справедливого и непредвзятого
выполнения своих служебных
обязанностей. Общество все чаще
ожидает, что правительства
обеспечат условия, при которых
частные интересы, деловые и
иные связи государственных чиновников
не смогут скомпрометировать
механизм принятия государственных
решений или подорвать
авторитет системы государственного
управления. Требования
общества к правительству
постоянно растут, поэтому неэффективно
разрешенные конфликты
интересов со стороны государственных
чиновников способны
поколебать доверие граждан к
институтам государственной власти.*
*
Принято руководящим Советом Организации
экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) в июне
2003 г. в виде рекомендаций Совета.
ОЭСР – международная межправительственная
экономическая организация.
Конвенция о ее создании была
подписана в Париже 14 декабря
1960 г. по инициативе США и вступила
в силу 30 сентября 1961 г. после
ратификации всеми государствамиучастниками.
Предшественницей
ОЭСР
была Организация европейского
экономического сотрудничества,
созданная 16 апреля 1948 г. для
восстановления и перестройки экономики
западноевропейских стран на
2. Конфликты интересов,
возникающие как в государственном,
так и частном секторах,
тревожат общественность во
многих странах мира. Ситуации,
связанные с конфликтами интересов
в правительстве и частном
секторе уже давно стали объектом
конкретной политики, законодательства
и управленческих
подходов, направленных на сохранение
добропорядочности и
незаинтересованности механизмов
принятия решений, используемых
правительством и другими
институтами государственной
власти. Частный сектор тоже
давно волнует тема добропорядочности
ведения бизнеса, в частности
– проблема защиты интересов
акционеров и широкой общественности.
Недавние скандалы
привлекли общественное
внимание к вопросу о важности
избежания конфликтов интересов,
которые могут обернуться
серьезной проблемой в случае,
например, когда чиновник оставоснове
американской помощи на
сумму 14 млрд. долл., выделенных по
плану Маршалла. Впоследствии географические
рамки ОЭСР расширились
за счет подключения стран других
регионов – США, Канады, Японии,
Австралии и Новой Зеландии. В настоящее
время членами ОЭСР являются
29 стран: Австралия, Австрия,
Бельгия, Великобритания, Венгрия,
Германия, Греция, Дания, Ирландия,
Исландия, Испания, Италия, Канада,
Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия,
Норвегия, Мексика, Португалия,
Польша, США, Турция, Чехия,
Швейцария, Швеция, Финляндия,
Франция, Ю.Корея, Япония. На долю
стран ОЭСР, в которых проживает
16% населения земного шара, приходится
2/3 мирового производства.
ляет государственное учреждение
и переходит в частный сектор
или неправительственную организацию
или когда бухгалтерская
фирма предлагает одному и тому
же клиенту услуги по аудиту и
консалтингу или когда орган регулирования
начинает поддерживать
слишком тесные отношения
с теми деловыми структурами, за
которыми он должен осуществлять
надзор.
3. Между сектором государственного
управления, с одной
стороны, и частным и некоммерческими
секторами, с другой,
возникли новые разновидности
отношений, порождающие, например,
все более тесные формы
взаимного сотрудничества, включая,
например,
партнерские
структуры
с участием государственных
органов и частных структур,
саморегулирование, обмен
персоналом или спонсорство. В
государственном секторе возникли
новые формы занятости, потенциально
способные изменить
традиционные обязательства сотрудника
перед работодателем и
проявление лояльности к нему.
Как следствие этого, сейчас существует
реальная возможность
появления новых форм конфликтов
интересов, включающих частные
интересы отдельного должностного
лица и его государственные
функции; в этой связи
растущая обеспокоенность общества
заставляет правительства
принимать все меры для сохранения
добропорядочности официального
механизма принятия
решений.
4. Хотя конфликт интересов
нельзя отождествлять с коррупцией
РУКОВОДСТВО
ОЭСР ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ … 1
i
p
so f
a
c
to (
в с
илу с
а
м
ого
Стр.1