ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Формирование научного представления о грамматических свойствах слова Ирина КРУЧИНИНА, независимый исследователь, кандидат филологических наук Если языкознание стоит на высоте своего значения, то по отношению ко всем наукам о человеке оно должно, таким образом, быть наукою основною. <...> О том, что такая цель вообще не ста вилась школой, ещё ранее говорил А.А. Потебня. <...> Тем же невниманием к проблеме от ношения мысли к слову и к тому пу 3 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2’2015 Теория и практика ти, по которому должна направляться мысль носителя отечественного язы ка, страдала, по свидетельству Потеб ни, не только средняя школа, но и уни верситет, почему и «тогда многое бра лось с ветру». <...> Требование связать школьный курс отечественного языка с философским 4 1 Разумеется, призыв Фортунатова положить в основу школьного курса родного языка знание о языке в его отношении к деятельности мысли не был призывом возродить дисциплину, которая преподавалась когда-то под именем «философской» («рациональной», «универсальной») грамматики с е¸ схоластическим отождествлением языка с логикой (греч. logike: наука о мышлении), в силу своей природы для всех языков универсальной, а мысли — со словом, различающимся, как предполагалось, по разным языкам только внешне: огласовкой, «звуковой оболочкой». <...> 2 Подробно об этом см. в нашей статье «К обоснованию самостоятельности русского языка как учебного предмета: Русский язык в национальной школе. <...> Для школы первым шагом к фор мированию понятия о грамматичес ких свойствах слова является положе ние о нерасторжимой взаимосвязи и вместе тем нетождественности слова и мысли. <...> Слову в языке как носителю опре делённого, облечённого в членораз дельный звук смысла, соответствуют в мышлении две формы мысли: пред ставление и понятие. <...> Это именно со ответствие, а не тождество и не экви валентность, — и не только изза при сутствия у слова звукового <...>