ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Проблема межкультурной коммуникации в процессе преподавания русской литературы в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения Меджи ЧЕРКЕЗОВА, профессор, доктор педагогических наук Г оворя о формировании межкуль турной коммуникации в процессе преподавания русской литерату ры внациональной школе (так условно мы будем называть школу с русским (неродным) и родным (нерусским язы ками обучения), необходимо опреде литься с двумя важными категория ми— коммуникация и межкультурная. <...> Межкультурная коммуникация — это общение между представителями раз личных культур (личные контакты между людьми) и массовая коммуни кация). <...> Для описания межкультурной комму никации чаще всего используется по нимание культуры как более или ме 3 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 3’2014 Теория и практика нее устойчивой системы осознанных и бессознательных правил, норм, цен ностей, структур, артефактов. <...> Меж культурная коммуникация имеет при кладной характер, целью её является облегчение коммуникации между представителями различных культур. <...> 4 К понятию межкультурной коммуни кации, с нашей точки зрения, может быть отнесено и предложенное М.М. Бахтиным понимание «диалога культур». <...> Эффективность диалога культур опре деляется тем, что, сравнивая культур ные, духовные ценности родной и не родной литератур (культур), учащие ся узнают реалии и факты другой культуры, другие духовные ценности, имеют возможность осмыслить и оце нить их, то есть осуществляется меж культурная коммуникация, Чтобы приобщение к другой культуре не отчуждало человека от родной куль туры, не ослабляло национального чувства, оно должно базироваться на твёрдой основе родной национальной культуры. <...> Первый вариант, когда в другой культуре учащиеся уз нают знакомое, близкое, но в ином на РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 3’2014 М. Черкезова <...> Проблема межкультурной коммуникации в <...>