АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ Индивидуально психологические особенности трудных подростков Лариса 50 ГОДОВНИКОВА, заведующая кафедрой психолого-педагогического и специального образования Белгородского института развития образования, доцент, кандидат педагогических наук одростковый возраст — период жизни человека с 10 до 15 лет, который приходится на 5–9е классы средней школы. <...> «Трудный возраст», «переход ный период», «переломный воз раст» — все эти характеристики отно сятся к подростковому возрасту. <...> И это не случайно: именно в этот возрастной период происходит трудный для само го ребёнка переход от детства к взрос лости, идёт серьёзная перестройка психических процессов, изменяется характер учебной деятельности и от ношение к ней, бурно развивается са мосознание и личность подростка в целом. <...> В поведении подростка не редко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, приводящие к возникновению кон фликтов подростка со сверстниками П и взрослыми либо к серьёзным внут ренним переживаниям. <...> Значит ли это, что все подростки яв ляются трудными, или трудные под ростки — это особая категория школь ников, выделяющаяся из общей массы учеников своим поведением, специ фикой реагирования на замечания взрослых, особенностями учебной де ятельности и общения? <...> Раттер [6] отмечает, что пси хологические трудности, а также вре менные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно час то встречаются у большинства детей и подростков. <...> Учёный полагает, что эти явления выступают неотъемлемой частью процесса развития. <...> Однако возникающие эпизодически труднос ти в воспитании подростков совсем не означают, что абсолютно все предста вители данной возрастной группы яв КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2’2015 Л. <...> Индивидуально-психологические особенности трудных подростков ляются трудными и трудновоспитуе мыми <...>