№ 4 А. В. Вартанов, И. В. Пасечник ФЕНОМЕН СЕМАНТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА НА МОДЕЛИ ИСКУССТВЕННО СФОРМИРОВАННЫХ БИМОДАЛЬНЫХ ЗНАКОВ В статье обсуждаются мозговые механизмы аудиовизуальной интеграции и понимания знака как прямого автоматического процесса (ранняя интеграция) и как процесса, требующего вторичной подстройки системы (поздняя интеграция) в ситуации семантического конфликта. <...> Описывается формирование искусственных понятий с помощью специально разработанной системы бимодальных стимулов-знаков. <...> Показано существование аудиовизуального семантического конфликта и выделены четыре стратегии его разрешения. <...> Для каждой стратегии построены математические модели, описываемые линейными уравнениями, различающимися весами вкладов аудиальной и визуальной модальностей. <...> We discussed the brain mechanisms of audiovisual integration and semantic comprehension as a direct process of comprehension (early integration) and process with second tuning (late integration) necessary in conflict situations. <...> Existing of such audiovisual semantic conflict and four strategies to solve it were obtained in psychophysical experiment. <...> Key words: audiovisual integration, forming of concepts, bimodal sign, semantic conflict. <...> Проблемный контекст исследования Мозговые механизмы функционирования знаковой (понятийной) системы человека, понимания и порождения речи, а также ряда сопутствующих когнитивных процессов давно интересуют психологов и психофизиологов. <...> Она получила особое значение и в предложенной Е.Н. Соколовым теории «кодирования номером Вартанов Александр Валентинович — канд. психол. наук, ст. науч. сотр. кафедры психофизиологии ф-та психологии МГУ. <...> В связи с этим в 1980-х гг. были начаты исследования семантики (первоначально на примере слов-названий цветов: Вартанов, Соколов, 1994, 1995; Соколов, Вартанов, 1987) и памяти (Вартанов и др., 1995). <...> Многие работы в этой области проведены на материале широко известного феномена (иллюзии) МакГурка—МакДональда (McGurk, MacDonald, 1976), обнаруженного в следующей экспериментальной ситуации. <...> Такое влияние зрительной информации на слуховое восприятие было названо аудиовизуальной <...>