ТРИБУНА: ДИСКУССИИ НА ОСТРЫЕ ТЕМЫ Владимир Ильич Ленин: взгляд педагога Яков ТУРБОВСКОЙ, заместитель заведующего лабораторией теории педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор Статья, которую мы вам предлагаем, не соотносится с методикой преподавания, с технологиями. <...> И ещ¸ она о том, как каждую нашу цель, каждое решение (будь то на государственном или на школьном уровне) надо соотносить со средствами е¸ достижения. <...> Здесь во всю мощь должна звучать заповедь врача: «Не навреди! <...> Дискуссионное буйство вокруг личности В.И. Ленина побудило нас предложить вам эти размышления и оценки не с политической детерминацией, а с педагогической. <...> 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 1’2016 Трибуна: дискуссии на острые темы «Не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать» Б. Спиноза <...> то проблеме и считать, что его мнение продуктивно? <...> Задаю этот вопрос себе, потому что считаю не только возмож ным, а просто необходимым высказать своё — непрофессиональное мнение по одной из острейших проблем, кото рая в течение десятилетий разрывает общество в конфликтном противосто янии. <...> Если бы противоречи вость суждений специалистовистори ков не выходила за пределы их про фессиональных споров, и заботы бы не было: пусть себе выясняют и спо рят. <...> Но публично высказанные ими оценки выходят на детей, превращая школьную среду в противоборствую щее ристалище. <...> 4 Казалось бы, в самом факте таких дис куссионных споров нет ничего предо судительного и неприемлемого: шко лу нельзя, недопустимо отгораживать от жизни. <...> Естественно, учитывая воз растные особенности детей и степень их готовности к ведению таких спо ров. <...> Суть этого усло вия в том, что учитель, вольно или не вольно принимающий участие в столкновении мнений по просьбе, по желанию самих же учеников, дол жен выбрать точку зрения, позицию, которая ему представляется наиболее убедительной <...>