ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФГОС: новое понимание качества образования и его оценивание Марина ШАЛАШОВА, директор Института дополнительного образования Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук П ереход образовательной систе мы на федеральные государст венные образовательные стан дарты ставит задачу принятия педаго гами новой методологии, определения существенных изменений, которые должны произойти в образовательном процессе. <...> Основное отличие ФГОС в том, что в нём представлено изме нённое понимание качества образова ния, результатов образовательной дея тельности учителя и школьников. <...> Сравнительный анализ результатов международных исследований качест ва общего образования TIMSS и PISA позволяет выявить основные пробле мы, характерные для российской шко лы. <...> В частности, данные TIMSS свиде тельствуют о достаточно высоких об разовательных результатах учащихся, в то время как исследование PISA сви детельствует о низком качестве обуче ния. <...> В TIMSS проверяется ос воение базовых знаний и умений, пре имущественно на уровне воспроизве дения и применения по образцу, что привычно российским ученикам. <...> Ама териалы PISA представлены контекст ными или текстовыми задачами и предполагают использование ранее освоенных знаний в изменённой ситу ации, поиск новой информации в предлагаемом содержании, его ос мысление и анализ. <...> В по 3 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ 4’2014 Теория и методология следнее время их формированию не стали уделять должного внимания, постепенно изменилось понимание качества результатов обучения. <...> Сло жилась практика итогового контроля только тех предметных знаний и уме ний, которые определены кодифика тором элементов содержания для со ставления контрольноизмеритель ных материалов ГИА и ЕГЭ. <...> При оце нивании качества образования в шко ле определяющими стали результаты ГИА и ЕГЭ. <...> Не следует забывать, что понимание <...>