ВОПРОСЫ НАРКОЛОГИИ № 2 l 2015 РОЛИ ВЫЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЬЯХ Москаленко В.Д. <...> ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. <...> В. П. Сербского» Минздрава России Научно-исследовательский институт наркологии 119002, г. Москва, Малый Могильцевский пер., 3 valentinajoy@mail.ru Статья поступила 30.05.2014 В статье продолжено рассмотрение «семейных ролей» детей, воспитывающихся в алкогольных семьях. <...> В предыдущей статье (Вопросы наркологии, №5, 2014) описаны две основные роли: «герой семьи», «козел отпущения» (проблемный ребенок, бунтовщик). <...> В настоящем статье дается описание двух других ролей: «потерянный ребенок» и «талисман семьи». <...> Высшее и неосознаваемое предназначение «потерянного ребенка» – приносить отдохновение, покой в семью, переполненную неразрешимыми проблемами. <...> Роль «талисмана семьи» также заключается в смягчении тяжелой психологической атмосферы семьи с помощью характерных паттернов поведения с использованием шутки, дурачества, юмора, привлечения к себе внимания в роли клоуна. <...> Как правило, это кроткий ребенок, который держится изолированно от всей семьи, живет в мире фантазий. <...> Проводит время в одиночестве, за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. <...> На таком 48 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРКОЛОГИИ ребенке глаз отдыхает. <...> Она так нужна в этой семье, где одни неразрешенные проблемы сменяются другими проблемами. <...> Из-за этого голода любое теплое прикосновение девочка может принять за любовь и легко отдаться первому попавшемуся парню. <...> В зрелом возрасте эти люди, если они не получали психологической помощи, с трудом находят свое место на работе и в обществе. <...> Однако душевная боль столь велика, что они могут совершить суицид или употреблять психоактивные вещества. <...> НАБЛЮДЕНИЕ ИЗ ПРАКТИКИ Наташа – младшая из трех детей. <...> Тогда Наташа забивается в свой угол, своей комнаты у нее нет, сидит там тихо-тихо, иногда плачет, но беззвучно. <...> Мечтает она и о том, как уедет далеко-далеко <...>