Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум

Владимир Максимович Фриче (Некролог)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID4602
Аннотация"Об авторе (Фриче Владимир Максимович). Статья из ""Литературной энциклопедии"" (Том 3)"
Кому рекомендованоОб авторе
Владимир Максимович Фриче (Некролог) : Статья .— : [Б.и.], 1930 .— 4 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/4602 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Максимович Фриче: [Некролог] // Литературная энциклопедия: В 11 т. <...> ВЛАДИМИР МАКСИМОВИЧ ФРИЧЕ В ночь на 4 сентября 1929 скончался ответственный редактор "Литературной энциклопедии" Владимир Максимович Фриче, член ВКП (б), член президиума Коммунистической академии, председатель секции лит-ры, искусства и языка Коммунистической академии, председатель президиума РАНИОНа, директор Института языка и лит-ры РАНИОНа, директор Института археологии и искусствознания РАНИОНа, председатель лит-ого отделения Института красной профессуры, член Всесоюзной академии наук СССР, член Государственного ученого совета, ответственный редактор журналов "Печать и революция" и "Лит-ра и марксизм", член редакции журнала "Красный архив". <...> Коммунистическая партия потеряла стойкого и преданного большевика, марксистское искусствоведение -- виднейшего теоретика и исследователя. <...> Фриче начал применять марксистский метод в литературоведении еще в 90-х гг., он был одним из основоположников марксистского искусствознания. <...> На протяжении всей своей деятельности он с огромной настойчивостью, с несокрушимой уверенностью и непримиримостью развертывал в многочисленных работах классовый анализ явлений искусства и лит-ры. <...> Он работал в эпоху, когда нужно было закладывать основы марксистского искусствознания, определять его направление, его движущие принципы. <...> Фриче был не только создателем огромных идеологических ценностей, не только одним из основоположников марксистского искусствоведения, но и подлинным большевиком науки об искусстве. <...> В университете он познакомился с Шулятиковым, к-рый приобщил его к соц.-дем. движению. <...> Отличительной чертой его публичных выступлений была их актуальность: связывая любую тему с современным положением страны, Фриче тем самым вел соц.-дем. пропаганду. <...> С 1897 Фриче начал печататься в различных периодических изданиях, гл. обр. в газете "Курьер <...>
Владимир_Максимович_Фриче_(Некролог).pdf
Владимир Максимович Фриче: [Некролог] // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929-1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- С. III--Х. Оригинал:Фундаментальная электронная библиотека. ВЛАДИМИР МАКСИМОВИЧ ФРИЧЕ В ночь на 4 сентября 1929 скончался ответственный редактор "Литературной энциклопедии" Владимир Максимович Фриче, член ВКП (б), член президиума Коммунистической академии, председатель секции лит-ры, искусства и языка Коммунистической академии, председатель президиума РАНИОНа, директор Института языка и лит-ры РАНИОНа, директор Института археологии и искусствознания РАНИОНа, председатель лит-ого отделения Института красной профессуры, член Всесоюзной академии наук СССР, член Государственного ученого совета, ответственный редактор журналов "Печать и революция" и "Лит-ра и марксизм", член редакции журнала "Красный архив". Коммунистическая партия потеряла стойкого и преданного большевика, марксистское искусствоведение -- виднейшего теоретика и исследователя. Из наших рядов ушел один из наиболее стойких революционеров науки. Фриче начал применять марксистский метод в литературоведении еще в 90-х гг., он был одним из основоположников марксистского искусствознания. На протяжении всей своей деятельности он с огромной настойчивостью, с несокрушимой уверенностью и непримиримостью развертывал в многочисленных работах классовый анализ явлений искусства и лит-ры. Он работал в эпоху, когда нужно было закладывать основы марксистского искусствознания, определять его направление, его движущие принципы. Сделать это мог только подлинный революционер, каким и был В.М. Фриче. Фриче как ученого отличала необыкновенная строгость к чистоте метода, непримиримая ортодоксальность. Творчество его всегда носило воинствующий характер. Фриче был не только создателем огромных идеологических ценностей, не только одним из основоположников марксистского искусствоведения, но и подлинным большевиком науки об искусстве. Владимир Максимович Фриче родился 16 октября 1870, в Москве, в немецкой семье. С пятнадцати лет он начал жить самостоятельным трудом. По окончании немецкой гимназии Фриче поступил в университет, где сначала занимался классической филологией, а затем западными лит-рами. В университете он познакомился с Шулятиковым, к-рый приобщил его к соц.-дем. движению. По окончании университета Фриче был оставлен проф. Н. И. Стороженко по кафедре всеобщей лит-ры. С конца 90-х гг. он начинает свою преподавательскую деятельность в средней школе, где, решительно отступая от установленных традиций, знакомит учащихся не только с новейшей и западной русской литрой, но и с принципами марксистского метода. Отношение к нему учащейся молодежи может быть охарактеризовано одним из писем, полученных им, когда он был вынужден прекратить преподавательскую работу из-за своих революционных убеждений. "Вы заставили нас подумать над многими общественными вопросами, -- писали ему, -- и научили мыслить в совершенно новом направлении". В конце 90-х гг. Фриче начинает выступать в качестве лектора на Пречистенских курсах для рабочих и в других местах, причем даже буржуазная пресса отмечала его исключительную популярность. Отличительной чертой его публичных выступлений была их актуальность: связывая любую тему с современным положением страны, Фриче тем самым вел соц.-дем. пропаганду. Когда в Саратове напр. хотели устроить лекцию Фриче, саратовский губернатор заявил, что политическая физиономия лектора настолько известна, что если бы он читал даже по географии, то и тогда нельзя было бы дать разрешения. Одна из лекций Фриче в Историческом музее закончилась тем, что слушатели, гл. обр. учащаяся молодежь и рабочие, после горячих заключительных слов вышли на улицу с пением "Марсельезы". С 1897 Фриче начал печататься в различных периодических изданиях, гл. обр. в газете "Курьер", где вел еженедельный фельетон о зап.-европейской лит-ре. Основное свое внимание он уделял явлениям, типичным для распада буржуазного общества, причем брал их в связи с общественными проблемами, неуклонно проводя мысль, что капитализм гибнет, что на смену ему должен притти новый общественный строй ("К психологии декадентства", "Поэзия безволия", "Что такое декадентство", "Психическая чахотка", "Политика перед судом декадента", "Капитализм и нервозность" и др.). Раскрывая противоречия буржуазного общества, Фриче отыскивал те явления лит-ры, в к-рых получали свое выражение революционная борьба и социализм (статьи о Моррисе и об утопиях, о творчестве Ады Негри, о Золя, о положении женщины и интеллигентного пролетария на Западе и т. д.). По цензурным условиям он был вынужден маскировать свои революционные высказывания, но их общая
Стр.1