Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.  / №1 2014

Метафора как средство создания "образа врага" в газетных текстах (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКотов
Страниц17
ID459652
АннотацияРассматриваются особенности метафорического моделирования образов Германии и Австро-Венгрии на основе контент-анализа ряда русских газет разных политических направлений, выходивших с осени 1912 до лета 1914 года.
УДК327
Котов, Б.С. Метафора как средство создания "образа врага" в газетных текстах / Б.С. Котов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. .— 2014 .— №1 .— С. 94-110 .— URL: https://rucont.ru/efd/459652 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 Б.С. Котов МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ «ОБРАЗА ВРАГА» В ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВ АВСТРО-ВЕНГРИИ И ГЕРМАНИИ В РУССКОЙ ПРЕССЕ КАНУНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ) В статье на основе контент-анализа девяти ежедневных газет разных политических направлений, выходивших с осени 1912 до лета 1914 г., рассматриваются особенности метафорического моделирования образов Германии и Австро-Венгрии. <...> В русской прессе использовались разные стратегии метафорической репрезентации образов двух главных потенциальных военных противников России того времени. <...> Образ Германии создавался прежде всего средствами милитарной метафорической модели, которая отражала стереотип агрессивной страны, прочно закрепившейся за монархией Гогенцоллернов с конца XIX в. не только в России, но и в большинстве европейских стран. <...> Метафорический образ Австро-Венгрии в русской прессе был гораздо более ярким и многогранным, чем образ Германии. <...> Самыми распространенными среди них были театральные и игровые метафоры, объединяемые общими концептуальными векторами неискренности, притворства и имитации деятельности. <...> Коннотации двуличности и лицемерия, присущие театральным и игровым метафорам, соответствовали имиджу Австро-Венгрии как коварного и лживого государства, прочно укоренившемуся в российском общественном сознании к началу XX в. <...> Анализ метафор, использовавшихся в русской прессе для характеристики политики Германии и Австро-Венгрии, позволяет сделать вывод, что в российском общественном мнении того времени прочно утвердился образ немецкого и австрийского врага. <...> По наблюдениям филологов, метафоры с отрицательной оценкой явно преобладают в языке, в то время как положительные оценки представлены в метафорах скупо и фрагментарно2. <...> Преобладающая в метафорах пейоративность делает их удобным инструментом для создания в текстах СМИ негативных образов других стран и народов, в том числе «образа врага» (ср.: «русский <...>