№ 2 А.А. Горохов ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XIX‒XXI ВЕКОВ В статье анализируются два подхода к анализу консервативной социально-политической мысли России — консерватизм как идеология неизменности политической системы и как идейное выражение развития ценностей народной культуры. <...> Современная Россия является наследницей имперской и советской России, которые находятся в очень жесткой политической оппозиции друг к другу, и данный конфликт невозможно преодолеть через отрицание того или иного культурного и политического наследия, его можно снять только путем познания и синтеза различных этапов ее развития. <...> А.Д. Градовский писал: «Страна, периодически выгорающая, не может идти вперед… ибо идти вперед значит прибавлять что-либо новое к существующему»1 . <...> Поэтому мы считаем важным рассмотреть идейно-политические течения, которые связывали бы разные политические системы в единое культурно-историческое и политическое пространство России. <...> Заметное место среди таких идейных направлений занимает консерватизм. <...> Безусловно, существует множество подходов к пониманию консерватизма как в отечественной, так и в зарубежной политической науке. <...> В России на протяжении трех веков параллельно развиваются два принципиально различных подхода к анализу консерватизма: с одной стороны, консерватизм может быть идеологической основой неизменности политической системы, а с другой — идейным выразителем развития ценностей народной культуры. <...> К основателям такого двойственного подхода можно отнести отечественных мыслителей XIX в. — славянофилов (А.С. Хомякова, И.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина), Ф.И. Тютчева, а также Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского и Л.А. Тихомирова. <...> 1 110 вались этой традиции при рассмотрении консерватизма XIX в. <...> Именно славянофилы заложили культурологические основы для понимания природы консерватизма, они впервые отметили его неоднозначность <...>