ВОПРОСЫ МАСТЕРАМ О ЦЕРКОВНОМ ИСКУССТВЕ Как выглядят ангелы? <...> Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Н есмотря на абсурдность этого вопроса, один раз, во время работы в храме над росписями, я был свидетелем серьезной дискуссии на тему «Какова анатомия ангельского крыла?» <...> Однако это не единственный спорный момент в изображении ангельских сил. <...> Всем нам, к сожалению, хорошо известно, что с XVIII века херувимы в церковном искусстве становятся почти неотличимыми от веселых краснощеких купидонов. <...> Эта художественная ущербность языка реалистического искусства неизбежно возникает, когда оно пытается создавать образы Горнего мира. <...> Но мы также можем задаться вопросом: почему и в каноническом искусстве, где сам стиль призван быть вне формы, вне пространства и вне времени, ангелов, бесплотных посланников Божих, возвещающих людям Его волю, представляют на иконах в виде прекрасных юношей с крыльями за спиной? <...> Почему «невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях» (Дионисий Ареопагит). <...> Сами явления ангелов многократно описываются в текстах Библии и Священном Предании. <...> Наиболее известные случаи — это явление Аврааму трех мужей (Быт 18:1–2), сон Иакова, в котором он видел лестницу на небеса и ангелов, сходящих и восходящих по ней (Быт 28:12), и видение человека с обнаженным мечом Иисусу Навину близ Иерихона (Иисус Навин 5:13–15). <...> Первым, кто предпринял попытку систематизировать знания о божественных силах, был ученый и богослов Дионисий Ареопагит. <...> Он собрал и внимательно изучил все упоминания об ангелах в Ветхом и Новом Завете и обобщил эти сведения в книге «О небесной иерархии». <...> И последние, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы. <...> Для первых трех чинов, а именно: серафимов, херувимов Диаконские врата: почему они так называются? <...> Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас <...>