Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес 2:1–7). <...> Интересно сопоставить этот фрагмент из Второго послания к Фессалоникийцам с одним и, пожалуй, не менее знаменитым фрагментом уже из Первого послания к верующим этого же города. <...> Там тоже идет речь о конце времен, и апостол Павел говорит: О временах же и сроках нет нужды Воины Апокалипсиса. <...> 1887 С точки зрения христианской философии истории то, что сильнее всего приближает конец мира, последнюю главную катастрофу человечества и окончательную неудачу мировой истории, — это апостасия, отпадение от веры. <...> Можно сказать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы — политические, экономические, социальные, культурные — вторичны по отношению к этому, главному вопросу мировой истории. <...> Греческое слово ἡ ἀποστασία (apostasia) образовано от глагола ἀφίστημι (afistēmi) — отпадать, отделяться. <...> В античной литературе у этого слова было политическое значение. <...> В Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий, сделанный семьюдесятью толковниками) оно стало означать отпадение от Бога, например, у пророка Иеремии, который, в частности, такими словами передавал еврейскому народу Слово Господне: Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо 38 ФОМА • январь 2016 и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф (Иер 2:19). <...> Слово «апостасия» встречается и в Новом Завете, где оно означает отпадение уже от христианской веры. <...> Одно из мест, связанных с этим словом, — знаменитый фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где вводятся ключевые понятия христианской эсхатологии: отступление (апостасия), антихрист («человек греха, сын погибели»), тайна беззакония и «удерживающий» (катехон): Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не <...>