С ЕГОДНЯШНИЙ деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социальноэкономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. <...> Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. <...> Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу и только вступающих в самостоятельную трудовую жизнь молодых людей. <...> Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. <...> Выполнение этой работы, имеющее целью, прежде всего, личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и методов. <...> В связи с этим можно выделить стадии профессионального становления. <...> Первая стадия связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий. <...> Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали, – требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. <...> Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства. <...> Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение <...>