Учитель ¹3'2009 21 Субъективное мнение ЕСТЬ ЛИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МЕСТО ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ? <...> ЛАВНЫМ фактором, влияющим на развитие начального и среднего профессионального образования, сегодня является, с нашей точки зрения, острая конкуренция между учебными заведениями различных типов в условиях демографического и экономического спада. <...> И учреждения начального профессионального образования (УНПО), похоже, пока проигрывают эту борьбу. <...> Когда-то профтехучилища были исключительно профессиональной школой и имели свою нишу на рынке образовательных услуг. <...> Затем, в 1960-е годы в УНПО по разным причинам пришло полное среднее образование, и они быстро превратились в общеобразовательные школы с политехническим уклоном для слабоуспевающих учеников. <...> Качество этого образования было достаточно низким, но пока учеников было много, учебные заведения разных типов мирно сосуществовали. <...> Если говорить упрощенно, то «отличники» оставались в 9-х и 10-х классах и готовились к поступлению в вузы, «хорошисты» шли после 8-го в техникумы, «троечники» – в ПТУ. <...> В условиях демографического спада и подушевого финансирования школы «не отдают» в учреждения НПО даже «двоечников». <...> Поэтому наметившаяся тенденция сокращения в учреждениях НПО программ полного среднего образования приведет, скорее всего, к тому, что профессиональные училища и лицеи, вообще останутся без абитуриентов. <...> В целом, политика возврата учреждений НПО к решению чисто профессиональных задач является правильной, но по нашему мнению, несвоевременной. <...> Такие решения, как мы считаем, следует принимать только после того, как заработает в полном объеме механизм ЕГЭ, и директора школ будут нести персональную ответственность за его результаты. <...> Сегодня же любому слабоуспевающему ученику гораздо удобнее просидеть в привычной для него школе 10-й и 11-й классы, а затем быстро получить сиюминутно востребованную на рынке труда специальность <...>