// 45 // Калмыцкие церемонии К алмыцкий чай, повидимому, нельзя полностью отнести к разряду на питков. <...> Чай калмыки считают угощением цаган идэн, поскольку его заправляют молоком. <...> Идэн — «белая пища» — это молочные продукты, кото рые часто употреблялись и в качестве жертвоприношений во время соверше ния календарных и семейных обрядов. <...> Сакральные свойства молока, с которым у калмыков связано много примет и табу, беспрекословно исполняющихся в народной среде, перенесены на чай. <...> По количеству обрядовых действий, с которыми было связано питьё чая, можно сказать, что у калмыков бытова ла чайная церемония. <...> Каждый день хо зяйка, приготовив чай, в первую оче редь, должна была отлить часть напитка в жертвенные чашечки перед бурхана ми — божествами. <...> Чай не доливался до краёв чашки — это было плохой приме той. <...> Почётным гостям чай преподносила хозяйка дома, держа чашку обеими рука ми. <...> В ответ гость должен сказать йорел— благопожелание, предварительно окро пив несколькими каплями чая небо ми зинцем и большим пальцем правой руки. <...> Выпив чай, надо обязательно сказать: // восточная коллекция 2015 // // чашка чая // «Пусть выпитый чай станет нам арша ном — целебным напитком! <...> » В прошлом при смене кочёвки хо зяйка на новом месте первым делом готовила чай, чтобы получить благо словение новой кочёвке и жилищу. <...> Приготовлению чая придавалось ма гическое значение — его нужно было варить как можно больше, в расчёте на гостей. <...> Отправляясь в далёкий путь, следовало выпить чаю, как бы благословляя дорогу. <...> Считалось, что совершение дорожных обрядов, од ним из элементов которых было пи тьё чая, приносило удачу путнику. <...> Вы пил чай утром — значит дорога будет белой, благополуч ной, все задуман ные желания сбу дутся. <...> Застолье калмыков в праздничные дни начинается с подачи чая пожи лым людям, которые произносят бла гопожелание. <...> Кропление только что приготовленным чаем происходит ежедневно следующим <...>