Д. В. Философов
Критика и эссеистика
Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Filo/Filo_0.html
СОДЕРЖАНИЕ
Бальмонт (1927)
И воззрят нань - его же прободоша (1928)
Месть Александра Блока (1931)
"Дело Волошина" (1932)
Дезинтоксикация (1932)
Мицкевич в Турции. <...> Два последние месяца жизни и смерть (1932)
Карлсбад, Геркуланум и Помпея (1932)
Паломник (1933)
Наши права и обязанности (1933)
От чего зависит возрождение эмиграции? <...> 1867), поэт декадент; наиб. даровитый представитель этой школы в
России. <...> Кроме Льва Бакста, в графической части выпуска приняли участие Александр Бенуа, И. Я.
Билибин, Евгений Лансере. <...> Может быть, главное, самое существенное, свойство его художественной натуры в том и состоит,
что он во-истину поэт Божьей милостью. <...> Быть поэтом Божьей милостью не так легко, как кажется. <...> Прежде всего, подлинный поэт всегда (при жизни!) вызывает сопротивление полу-просвещенной
толпы, и в особенности людей умеренности и аккуратности, которые все знают, все умеют и все лучше
понимают, нежели неприспособленные к жизни поэты. <...> Всякая архангельская труба нам кажется неприличием, а в
поэте Божьей милостью всегда есть этас самая труба. <...> Вот когда
подлинный поэт умрет, и станет безопасным, тогда его начинают признавать и уважать, вводят его
стихотворения в детския хрестоматии: "Птичка Божия не знает... <...> Я бы мог разсказать о
том, как милый, незлобивый, скромный, нежный поэт Божьей милостью, Константин Дмитриевич,
впадал в такие острые конфликты со столпами общества, и общепринятыми правилами. <...> И вот, резюмируя, мне он видится как подлинный поэт Божьей милостью, как поэт любящий
солнце, ритм, музыку, гармонию небес. <...> Подлинный поэт всегда "в
эмиграции", если не внешней, то внутренней. <...> -- И воззрят нань - его же прободоша
В великой и богатой литературе нашей "Соборяне" Лескова занимают одно из самых почетных
мест. <...> Во главе этой поповки стоял досточтимый и мудрый протоиерей Савелий Туберозов. <...> Савелий стремился очистить православие от чрезмерной,
нездоровой, обрядности <...>
Критика_и_эссеистика.pdf
Д. В. Философов
Критика и эссеистика
Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Filo/Filo_0.html
СОДЕРЖАНИЕ
Бальмонт (1927)
И воззрят нань - его же прободоша (1928)
Месть Александра Блока (1931)
"Дело Волошина" (1932)
Дезинтоксикация (1932)
Мицкевич в Турции. Два последние месяца жизни и смерть (1932)
Карлсбад, Геркуланум и Помпея (1932)
Паломник (1933)
Наши права и обязанности (1933)
От чего зависит возрождение эмиграции?
Бальмонт.
Бальмонт попал уже в историю литературы.
Его имя вы найдете в энциклопедических словарях. И не только в больших, двадцатитомных
"Ефронах", но и в маленьких, у Павленкова.
Известный французский писатель Абел Эрман, как то сказал, что настоящия знаменитости не в
большом Ларуссе, а именно в маленьком.
Словом ясно: Бальмонт знаменитость. Уже его взяли в свою "переделку" историки литературы,
изучают его биографию, и обсуждают вопрос кто влиял на Бальмонта, на кого он сам влиял, и какое
место он занимает в истории не только русской, но и всемирной литературы.
В маленьком, Павленковском словаре о нем сказано:
Бальмонт, Констант. Дм. (р. 1867), поэт декадент; наиб. даровитый представитель этой школы в
России. Издал несколько сборников стихотворений.
Краток и достаточно глупо. Но все маленькие словари безконечно глупы. По необходимости.
И вот этот "знаменитый" русский поэт приезжает в Польшу.
Хочется сказать ему несколько приветственных слов, и как-то страшно.
Дело в том, что, для меня, Константин Дмитриевич не "знаменитость".
Или по крайней мере, не только знаменитость.
Для меня он живой образ, в котором литеартура связывается с жизнью, история его развития,
история его успеха, с личными, и очень давними воспоминаниями.
Страшно сказать, познакомился я с ним в январе 1891 года, в Москве, т. е. тридцать шесть лет
тому назад!
Хотя Бальмонт несколько старше меня, но все таки мы люди одного поколения, и было время,
когда мы были, так сказать, в одном лагере, вместе боролись "с отцами", которые жестоко нас
преследовали, высмеивали.
Правда мы им давали сдачу.
Как теперь помню, в 1899 году, журнал "Мир Искусства" в котором я заведовал литературным
отделом, выпустил номер, посвященный современным поэтам. Это был как бы ответ, на нашумевшую в
то время статью покойнаго С. А. Андреевскаго (автора "Книги о смерти") - "Конец рифмы".
Были в этом выпуске и стихи Бальмонта. Хорошие стихи. Украсил их своей великолепной
графикой Лев Бакст. Кроме Бальмонтовских стихов были там стихи З. Н. Гиппиус, Мережковскаго,
Стр.1