О холодильном масле (продолжение) Канд. техн. наук В.В.ШИШОВ, главный инженер Группы компаний «Фармина», доцент МГТУ им. <...> Н.Э.Баумана Взаимодействие масла и хладагента (ХА) характеризуется их взаимной смешиваемостью и растворимостью, которые зависят от типов ХА и масла, температуры, вязкости масла и т.д. <...> Смешиваемость означает образование однородной среды из масла и жидкого ХА; под растворимостью понимают насыщение масла хладагентом в паровой фазе. <...> От смешиваемости зависит возврат масла в компрессор (КМ), а следовательно, и его смазка. <...> У аммиака смешиваемость с маслами практически нулевая, если не считать нескольких сортов специального, растворимого в аммиаке масла, позволяющих работать без маслоотделителя (МО). <...> Традиционные аммиачные холодильные установки (ХУ) не будут работать без МО; в них необходимо также предусмотреть точки возврата масла в КМ (из отстойников«грязевиков» на испарителях, конденсаторах, промсосудах и т.д.) <...> . Смешиваемость ХА и масла сказывается на количестве масла, дополнительно заправляемого в систему после монтажа (не считая масла в картере КМ, в масляных петлях, на дне МО и т.д.) <...> Механики контролируют количество дозаправляемого масла по его уровню в стекле, установленном на картере КМ. <...> В простых фреоновых ХУ не предполагается установка МО, так как ХА и масло двигаются в системе по «кольцу» и масло не откладывается в трубопроводах и аппаратах. <...> Но для этого необходимо выполнить одно из условий возврата масла из системы в картер КМ: обеспечить соответствующее пространственное расположение аппаратов (например, испаритель располагается выше КМ) и небольшой уклон горизонтальных трубопроводов по движению ХА; установить масляные петли на восходящих вертикальных участках трубопроводов (обычно через 4 м для ХУ и через 6 м для систем кондиционирования). <...> В ХУ с изменяющейся холодопроизводительностью следует ставить два вертикальных трубопровода разных диаметров (меньший <...>