А.В. Захаров Оценка размежевания электорального пространства и построение математической модели выбора избирателя1 Проведен факторный анализ выборки российского электората, получена двумерная карта идеологических предпочтений россиян. <...> На основе полученных данных оценена модель множественного выбора, в которой полезность респондента при голосовании за ту или иную партию зависитотрасстояния его позиции на идеологической карте до позиции политической партии. <...> Показано, что идеологические предпочтения значимо влияютна намерение голосовать затуили иную партию. <...> Работа, выполненная в 2007 году, опирается на результаты опросов ВЦИОМ, проведенных в 2007 году, и отражает электоральные предпочтения избирателей России в заключительный период предвыборной компании по выборам в Государственную Думу в последний год деятельности В. В. Путина в качестве президента России. <...> Существует несколько гипотез, объясняющих, почему избиратель голосует за ту или иную политическую партию. <...> Даунсом в работе «Экономическая теория демократии» [Downs (1957)]. <...> Фундаментальное предположение этой теории состоит в том, что избиратель голосует за ту партию, «которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая». <...> Несмотря на очевидную формулировку данной гипотезы, практически отсутствуют количественные исследования, подтверждающие или опровергающие ее справедливость в отношении российского электората. <...> Помимо теории рационального голосования Даунса, существуют еще две теории, проверка которых доступна при наличии необходимых данных. <...> Стокса [Stokes (1963)], согласно которой избиратель реагирует не только на соответствие партийной идеологии собственным идеологическим предпочтениям, но также и на такие свойства партий, как их репутация, узнавае1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 06-02-00081A. <...> Ее основная предпосылка: выбор избирателя обусловлен его принадлежностью к той или иной социальной группе. <...> Существуют <...>