// за три моря // Елена Войтишек Ароматы Благоухающей гавани // восточная коллекция // Кораблик с красными парусами — символ Гонконга. <...> Работа написана в рамках работы по гранту РГНФ «Игровые традиции стран Восточной Азии и антропологическая модель “человека культуры”» (140100507). <...> Однако культура ароматов и связанный с ней огромный пласт духовного и материального наследия Азии зачастую остаются за пределами внимания не только любителей восточной экзотики, но и профессиональных востоковедов. <...> Между тем уже с эпохи Сун (X—XIII вв.) в Китае существовало устойчивое понятие вэньжэнь сыи (букв. «четыре искусства че ловека культуры»), которое подразумевало наличие у учёных мужей талантов и уме ний в области воскурения благовоний, приготовления чая, живописи и аранжи ровки цветов. <...> Так, до сих пор составление ароматов, искусство чая и аранжировка цветов считаются «тре мя главными искусствами Японии», а во многих странах Восточной, ЮгоВосточ ной и Центральной Азии сами благовония с древности являлись необходимым эле ментом религиозных ритуалов, сакральных и медицинских практик. <...> Археологические дан ные и надписи на панцирях черепах и кос тях животных зафиксировали ритуалы сжи гания ароматической древесины и жерт венных предметов в Китае около 6 тысяч лет назад. <...> Достаточно трудно определить, когда сугубо утилитарное отношение к ароматам, связан ное с гигиеническосанитарными и меди цинскими аспектами, трансформировалось // зима 2015 // // восточная коллекция // Буддийские божества, предлагающие благовония. в возвышенный культ, призванный слу жить добру и благородным целям. <...> Вероят но, это произошло во времена династий Цинь и Хань (III—I вв. до н. э.), когда воз никло представление о том, что «аромат благовоний воспитывает натуру». <...> С развитием представлений о свойствах ароматических деревьев и растений совер шенствовались методика приготовления ароматических веществ, способы «слушания <...>