Л. М. Лотман. А. А. Фет
----------------------------------------------------------------------Источник:
История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука,
1980.
Оригинал здесь: In Folio
----------------------------------------------------------------------Литературная
и личная судьба Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) -
одного из самых "светлых" русских поэтов, певца природы, любви, многие
стихотворения которого с необыкновенной силой передают непосредственную
радость бытия, сложилась непросто и подчас принимала трагический характер.
Фет умер глубоким стариком и до последних своих дней сохранял
способность и стремление к творчеству. Много раз заявляя о своем отказе от
литературной деятельности и уходе в чисто практическую, частную жизнь, он
после перерывов и временных пауз возвращался к поэзии, снова и снова
оттачивая свой чрезвычайно своеобразный,
поражавший современников
художественный дар. "Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до
того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас в
самую странную неясность, или в такого рода утонченность, которая кажется
изысканностью", [1] - писал Аполлон Григорьев, бывший одним из первых его
советчиков в творческих делах. Друзья и знакомые Фета, тонкие ценители
искусства - Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Некрасов, В. Боткин, П. Анненков,
А. Дружинин и другие - спорили о содержании его стихов, которые волновали
их, но не всегда легко поддавались логическому истолкованию. Фет терпеливо
выслушивал дружеские упреки в "темноте" или непонятности того или иного
оборота в стихотворении и охотно уточнял, исправлял, а подчас и упрощал
свой поэтический текст.
Он стремился передать топкие субъективные
переживания объективно, сделать их доступными читателю. И в большинстве
случаев писателю удавалось этого достигнуть. Стихи Фета, содержание которых
подвергалось бурным обсуждениям в кругу писательской элиты, получали весьма
скоро широкое признание в среде менее искушенных читателей, особенно среди
демократической молодежи.
Героиня романа Н. Г. Чернышевского "Повести в повести" заявляла, что
после Н. А. Некрасова Фет - "даровитейший из нынешних наших лирических
поэтов <...> Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства. Я
полагаю, что имею его. Поэтому я люблю г. Фета". [2] И автор согласен со
своей героиней. Роман изобилует цитатными вкраплениями стихотворений Фета.
Однако далеко не всегда отношения Фета и его читателей и критиков
складывались идиллично.
В политической обстановке 60-х гг. Фет, принципиально отстаивавший
независимость искусства вообще и поэзии в особенности от "злобы дня" и
позволивший себе вместе с тем ряд грубых выпадов против "нигилистов", т. е.
революционной молодежи, критиковавший
пореформенное положение в деревне с
консервативных позиций, вступил в острый конфликт с той частью публики,
которая создала успех его поэзии,- с демократическим читателем. Интерес к
его творчеству резко упал, в течение ряда лет он почти не печатался, и
многие читатели лучше знали популярные пародии на Фета, чем его стихи.
Уже в студенческие годы Фет, окруженный стихией поклонения Гегелю,
вырабатывал, отталкиваясь от мнения среды, свой взгляд на философские
вопросы. Есть основание думать, что его философские занятия этого времени
включали ознакомление с творчеством Шеллинга.
Романтическая философия
Шеллинга,
непосредственно историко-общественном
отрицавшего прогресс в том
смысле, в котором его трактовал
Гегель, могла оказать влияние на формирование взглядов Фета. В конце 40-х
гг. в России, когда политическая реакция обрушила свои наиболее тяжелые
удары на литературу и на мыслящую часть общества, утверждение независимости
поэзии от "злобы дня", ее самостоятельности и неподсудности мнениям
"непосвященных" могло приниматься как защитное действие, как форма протеста
против диктата правительственных чиновников и цензуры.
В 60-е гг. исторический скептицизм Фета перешел в открытую и даже
демонстративную вражду к силам, ведущим борьбу за общественный прогресс, в
ненависть к "теоретикам", утверждающим, что перестройка общества на основе
разума может дать счастье человечеству.
Первый сборник Фета "Лирический
пантеон" был издан в 1840 г. за
Стр.1