Включение в тексты сознания событий мысли предполагает усилие; если какое-то слово лишено смысла, оно в любой момент может таковой обрести. <...> Текст начинает «оживать», он таит в себе безграничные возможности, противоречия. <...> Р.Л. КРАСИЛЬНИКОВ СМЕРТЬ И ВОЗВЫШЕННОЕ: К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ТАНАТОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВОВ Рассматривается специфика феномена возвышенного изображения танатологических мотивов в художественной литературе, историко-культурные и историко-литературные условия его возникновения и функционирования, приоритетность для подобной репрезентации определенных типов смерти. <...> Харт Ниббриг в своей книге «Эстетика смерти» пишет о невозможности изобразить конец жизни как «о мощном вызове, брошенном эстетическому сознанию» [1, с. <...> Тайна смерти заставляет писателя использовать особый круг типов эстетического завершения [2, с. <...> 72]), которые обладают повышенной значимостью в культуре и обществе — героику, трагизм, идиллику, романтику и пр. <...> Лаку-Лабарт в одном из иронических пассажей Г. Флобера находит такие значения возвышенного: «чувство, которое рождается от грандиозного зрелища природы или от нравственной силы человека»; «превосходная степень прекрасного»; «чтобы его отличить, как и в случае любого эстетического суждения, нужна специальная способность, необъяснимая или совершенно загадочная: вкус, то есть понятие, которое Буало и Фенелон, как и все их современники, использовали, чтобы обозначить “нечто, но неизвестно что”» [6, с. <...> Итак, возвышенное проявляется в изображении и восприятии природных стихий, грандиозных человеческих или общественных творений и поступков. <...> Гибель персонажей в древних мифах, былинном эпосе, героических песнях раннего Средневековья, классицистической ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Р.Л. <...> Смерть и возвышенное: к проблеме эстетического завершения танатологических мотивов трагедии, романтических балладах и повестях и, наряду с ними, в произведениях социалистического <...>