Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Обсерватория культуры  / №2 2010

«ПИКОВАЯ ДАМА» ЧАЙКОВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕФЛЕКСИВНОГО РЕЧИТАТИВА: ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ОПЕРЫ — В ОБРАЗЕ ЗАГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторКиреев
Страниц8
ID447794
АннотацияСквозь призму рефлексивного речитатива, проинтонированного солисткой Большого театра Ниной Терентьевой, раскрывается духовный смысл оперы «Пиковая дама». Предложенный метод приводит к неожиданным, но вполне обоснованным выводам
Киреев, Д.З. «ПИКОВАЯ ДАМА» ЧАЙКОВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕФЛЕКСИВНОГО РЕЧИТАТИВА: ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ОПЕРЫ — В ОБРАЗЕ ЗАГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ? / Д.З. Киреев // Обсерватория культуры .— 2010 .— №2 .— С. 86-93 .— URL: https://rucont.ru/efd/447794 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КИРЕЕВ «ПИКОВАЯ ДАМА» ЧАЙКОВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕФЛЕКСИВНОГО РЕЧИТАТИВА: ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ОПЕРЫ — В ОБРАЗЕ ЗАГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ? <...> Сквозь призму рефлексивного речитатива, проинтонированного солисткой Большого театра Ниной Терентьевой, раскрывается духовный смысл оперы «Пиковая дама». <...> Ключевые слова: опера, «Пиковая дама», Чайковский П.И., сюжетный лейтмотив, духовное содержание, рефлексивный речитатив. акой сюжетный лейтмотив (понятие, выдвинутое М.Е. Таракановым) можно считать ведущим в «Пиковой даме» П.И. Чайковского? <...> 37], не покидающее Графиню от первого и до последнего мига ее сценической жизни? <...> О каком сюжетном лейтмотиве можно говорить в связи с просветленным финалом оперы, когда Герман, очищенный от страстей, успевает, подобно распятому на кресте благоразумному разбойнику, произнести искреннее «прости»? <...> Что в «Пиковой даме» можно назвать (по аналогии с термином тема высшего порядка, введенным Е.И. Чигаревой) сюжетным лейтмотивом высшего порядка, то есть духовным смыслом оперы? <...> Каспар, услужливый «доброжелатель» Макса, чувствуя приближающийся час расплаты за прожигание жизни в обмен на проданную Черному охотнику душу, попытался подставить вместо себя доверившуюся жертву. <...> Первая основана на убеждении, что произведение должно рассматриваться в контексте той культуры, в которой оно было создано, и прежде всего духовной культуры соответствующего периода. <...> Это «центр в круге», «все являет его, все ведет к нему <…> от каждого отдельного образа идет линия радиуса к предметному центру; линия, обретаемая <…> одухотворенным, символически постигающим чувственным восприятием, — духом сквозь зрение, духом сквозь слух» [2, с. <...> Третья предпосылка вытекает из той роли, которую играет рефлексивный речитатив — относительно самостоятельный род вокальной музыки, сложившийся в опере XIX века. <...> От других типов речитатива он отличается тремя свойствами: музыкальной значимостью («строительным» материалом <...>