Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Обсерватория культуры  / №5 2013

АКСИОЛОГИЯ АНТИЧНОСТИ: БЛАГО КАК САМОДОВЛЕНИЕ (66,00 руб.)

0   0
Первый авторШипилов
Страниц8
ID447398
АннотацияВ античной философской традиции благо понимается как самодостаточность. Бог, бытие, космос, разум, душа рассматриваются как существующие сами по себе и для себя, степень самодовления служит мерой совершенства. Рассуждая о мире, обществе и человеке, мыслители архаической, классической и эллинистической эпох считают замыкание на самом себе должным, желанным и прекрасным. Автор объясняет это особенностью античной ментальности, характеризующейся доминированием тактильно-плоскостного восприятия мира. Отсюда специфическая пространственно-телесная ассоциативность мышления, в котором быть означает быть телом, тело понимается как сумма поверхностей, а полнота бытия тождественна полной отделенности и предельной самодостаточности
УДК124.5
Шипилов, А.В. АКСИОЛОГИЯ АНТИЧНОСТИ: БЛАГО КАК САМОДОВЛЕНИЕ / А.В. Шипилов // Обсерватория культуры .— 2013 .— №5 .— С. 122-129 .— URL: https://rucont.ru/efd/447398 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 124.5 ББК 71.1 А.В. ШИПИЛОВ АКСИОЛОГИЯ АНТИЧНОСТИ: БЛАГО КАК САМОДОВЛЕНИЕ В античной философской традиции благо понимается как самодостаточность. <...> Бог, бытие, космос, разум, душа рассматриваются как существующие сами по себе и для себя, степень самодовления служит мерой совершенства. <...> Рассуждая о мире, обществе и человеке, мыслители архаической, классической и эллинистической эпох считают замыкание на самом себе должным, желанным и прекрасным. <...> Автор объясняет это особенностью античной ментальности, характеризующейся доминированием тактильно-плоскостного восприятия мира. <...> Отсюда специфическая пространственно-телесная ассоциативность мышления, в котором быть означает быть телом, тело понимается как сумма поверхностей, а полнота бытия тождественна полной отделенности и предельной самодостаточности. <...> Ключевые слова: античность, аксиология, ментальность, тактильность, пространственная ассоциативность, благо, самодовление. бог, бытие и благо характеризуются самодостаточностью, которая, в свою очередь, понимается как божественная/ бытийная/благая. <...> В передаче Теофраста, «тяжелое, легкое, и твердое и мягкое [у него становятся] существующими сами по себе по природе, теплое же, холодное и прочие [чувственные качества] существуют [лишь] в отношении к чувственному восприятию» [2, c. <...> Сущность — это суть бытия вещи, а «суть бытия каждой вещи означает то, что эта вещь есть сама по себе»: «то, что ты сам по себе, есть суть твоего бытия». <...> Сущность вещи и есть эта вещь как то, что она есть, «сама отдельная вещь и суть ее бытия есть одно и то же»; это не общее («ничто присущее как общее не есть сущность»), а конкретное, это — вот-это, чтойность каждой отдельной вещи самой по себе, ее уникальная индивидуальность [5, с. <...> Под умом понимается непрерывная деятельность мышления, предмет которого должен ему соответствовать — «ясно, что ум мыслит самое божественное и самое достойное» [5, с. <...> Правда, и глава домохозяйства-ойкоса <...>