Рассматриваются особенности межкультурного общения с точки зрения самовыражения национальной культуры; обосновывается монологическая форма общения как обусловленный антипод межкультурному диалогу и естественная причина межкультурного непонимания. <...> В связи с этим высказывается предположение о принципе стереотипного мышления как основе межкультурного взаимовосприятия. <...> Ключевые слова: межкультурный диалог, монологичность мышления, культурная картина мира, национальный стереотип, национальное самосознание. <...> М 10 Ver.indd 10 Ver.indd 10 ежкультурное общение — наиболее полноценная форма существования осознавшей себя национальной культуры, проявляется, прежде всего, посредством вербальной коммуникации. <...> Взаимопониманию на межкультурном уровне соответствует диалогическая форма общения, предполагающая открытость каждой из участвующих в коммуникации культур новым культурным смыслам, установку на познание иной культуры. <...> Однако однозначное решение проблемы часто затруднено, что обусловлено сосуществованием и противоборством диалогического и монологического способов восприятия культурной реальности. <...> Монологичность сознания, статичность, формальность восприятия становится причиной возникновения проблем в ходе коммуникации. <...> В качестве теоретической основы межкультурной коммуникации многими исследователями рассматривается диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, М.К. Петров, Б.Ф. Поршнев, О.М. Фрейденберг и др.) <...> . Данный подход был положен в основу интерпретации культуры, где диалог выступает и как основная характеристика межгруппового и межкультурного общения, и как одно из наиболее эффективных средств самоидентификации в рамках культуры [1]. <...> Диалог культур следует рассматривать как «обретение общего в результате встречи противоположностей (разных культур и разных истин), ибо этот диалог — поле их сопоставлений и взаимопонимания» [4, с. <...> Иными словами, межкультурное <...>