А. П. Платонов и М.Е. Салтыков-Щедрин: культурное наследие и художественная преемственность «Москва, по правде сказать, город, носящий временный характер <…> <...> ПЛАТОНОВ И М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Рассматривается культурная преемственность творчества А.П. Платонова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. <...> Планируя большую работу о русском классике, Платонов, возможно, хотел осмыслить собственный путь сатирика, высказать точку зрения на этот жанр литературы и опосредованно на свои сатирические произведения. <...> Однако, несмотря на декларируемое несогласие с великим сатириком, в подходе к действительности Платонов обнаружил с ним немало общего. <...> 136 2/2012 Критика общественно вредных социальных типов: «помпадуры» С М.Е. Салтыковым-Щедриным Платонова роднит общественно-политическая направленность творчества. <...> Однако из-за цензурных соображений Платонов должен был прибегать к эзоповой манере, которую Щедрин называл «рабьей». <...> Известно, что Щедрин впервые в истории русской сатиры обратился не просто к критике отдельного человека, как сатирики ХVIII века, не к критике сословий, как Гоголь, а к осуждению государственного порядка. <...> Групповые портреты у Платонова, соответствующие щедринским типажам, были отмечены С. Залыгиным <...> Это было некое подобие зерна, из которого позднее выросли платоновские сатирические персонажи. <...> Оно позволило автору повестей «Город Градов» (1927), «Котлован» (1930), пьесы «Шарманка» (1930) вывести художественный тип советского «помпадура» (Бормотов, Пашкин, Щоев), а в рассказе «Усомнившийся Макар» (1929) создать гротескный образ «мертвого научного человека» — символ высшей государственной власти. <...> В произведениях Платонова этого периода встречаются многочисленные переклички с такими произведениями Салтыкова-Щедрина, как «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Сказки». <...> Например, чиновник Бормотов из повести «Город Градов <...>