ГОРЮНОВА ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЕРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ: НОВАТОРСТВО ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ? <...> Анализируются проблемы оперной режиссуры и современного прочтения классики. <...> Особое внимание уделено понятию новаторства и его взаимодействию с традиционной оперной эстетикой. <...> Рассматриваются проблемы раскрытия режиссером и дирижером авторской музыкальной драматургии, а также вопросы режиссерского влияния на развитие современного музыкального театра. <...> Ключевые слова: опера, оперная режиссура, дирижер, вокально-интонационное мастерство актера, образ спектакля, новаторство, авторский театр. <...> Сдавая позиции великого русского оперного театра, молодые режиссеры все реже вспоминают выдающихся предшественников. <...> Так, 100-летие легендарного практика и теоретика мировой оперной сцены Бориса Покровского отметили два московских музыкальных театра: Камерный театр его имени под руководством верного ученика Бориса Александровича — Михаила Кислярова, и театр «Геликонопера» под руководством Дмитрия Бертмана. <...> Вести разговор об авангардном музыкальном театре в нынешней России, в котором практически разрушено само понятие «современная музыкальная драматургия», а композиторское творчество не представляет интереса, — крайне сложно. <...> Напомним, что авангардисты и новаторы оперной сцены Верди и Мусоргский, Гершвин и Шостакович, Прокофьев и Слонимский — это авторы, чья музыкальная драматургия, не приемля пошлости и заскорузлости старого, всегда была направлена к Человеку, который собственно и есть основной объект исследования Театра. <...> Эстетика оперного спектакля, за которую боролись Мусоргский и Чайковский, нашла выражение в новаторском творчестве Шаляпина и в режиссерско-педагогической деятельности К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. <...> Ярким примером современного оперного китча с этой точки зрения, безусловно, стала недавняя премьера одной из главных русских опер «Руслан и Людмила», открывавшая <...>