А.В. ВОЛОШИНОВ, Д.О. ЛОСИН МЕТАФИЗИКА САРАТОВА: PRO ET CONTRA На примере города Саратова рассматриваются метафизические измерения культурно-символического пространства города как глубинные основания и онтологические ценности городской культуры. <...> Отмечена утрата Саратовом к концу XX века лидирующего положения «столицы Поволжья», которое город имел в начале XX века. <...> Ключевые слова: метафизика города, город Саратов, культурносимволическое пространство города, формула города, архитектурные доминанты города, несостоявшаяся столица Поволжья. <...> Метафизика города «Метафизика» — слово красивое и малопонятное, а потому привлекательное. <...> Метафизика к тому же и слово случайное. <...> Метафизика стала обозначать то, что лежит за пределами понимания физики, что нельзя познать с помощью логики и физики Аристотеля, нечто туманное, загадочное и труднопостигаемое. <...> Уже в средние века метафизика стала синонимом философии и таковой по существу остается и сегодня. <...> Но если метафизику Петербурга пытался разгадать целый союз философов и культурологов Санкт-Петербурга, именуемый «Эйдос», собравший для этого специальную конференцию, то честь открытия метафизики Саратова принадлежит одномуединственному человеку, известному саратовскому философу Тамаре Петровне Фокиной. <...> И уже в этом сказываются метафизические отличия Саратова и Петербурга. <...> Т.П. Фокина писала: «Под метафизикой города в региональном залоге мы понимаем попытку усилием мысли и чувства, усилием духа разгадать, что именно составляют или представляют собой базовые, онтологические ценности данного места, как они манифестируются в символах и мифах данного города, его имени и положении, теле и устройстве, в организации и символических фигурах и тому подобных феноменах» [3, с. <...> Более того, и через 10 лет, когда «Метафизика Саратова» уже состоялась и вызвала широкий резонанс, ее автор продолжала терзаться сомнениями: «Исследования метафизики города — вопреки декларациям <...>