«DAS DONAUWEIBCHEN», «ДНЕПРОВСКАЯ РУСАЛКА» И «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»: ГРАНИ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОГО И АРХЕТИПИЧЕСКОГО Статья посвящена рассмотрению способов музыкальной реализации архетипических образов в операх «Das Donauweibchen», «Днепровская Русалка» и «Волшебная флейта». <...> В анализе особое внимание уделяется следующим аспектам: драматургии, оркестровке, общим композиционным принципам, идейно-смысловым константам опер, их интонационной сфере, особенностям музыкальных и вербальных портретов героев. <...> Кауэра, С.И. Давыдова и В.А. Моцарта позволяет сделать выводы об обусловленности развитых интертекстуальных связей между произведениями архетипичностью исследуемых образов. <...> Ключевые слова: оперный жанр, архетипические образы, интертекстуальные связи. ная флейта», с другой, несмотря на очевидную разность, имеют множество точек пересечения. <...> В числе таковых отметим общую «родину»: «Das Donauweibchen», ставшая основой для русской «Днепровской Русалки», была создана, как и «Волшебная флейта», в Вене. <...> Однако не только географические и временные факторы определяют интертекстуальные параллели между опеФ III В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ еерия «Дева Дуная» К.Ф. Генслера — Ф. <...> Кавоса — С.И. Давыдова, с одной стороны, и мистерия В.А. Моцарта «Волшеб ВЕРБА Н.И. <...> В числе основных аргументов следует рассматривать архетипические образы произведений — Гульды (Лесты в русскоязычной версии) и Зарастро, Рыцаря Альбрехта (Видостана) и Тамино, Ларифари (Тарабара) и Папагено, которые интуитивно облекались авторами в схожие вербальные и музыкальные «одеяния». <...> Так, образ морской девы, органично соединяющий в себе романтическую и властную, человеческую и «иную», дарующую и опасную сущности — обрел огромное количество воплощений в мировой культуре, в целом, и музыкальном континууме XIX в., в частности [2; 6; 7]. <...> Мудрый властитель, частной «реинкарнацией» которого является Зарастро в «Волшебной флейте», также являет собою древний, поистине <...>