КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ УДК 7.01 ББК 84(2)6 О.А. КИРИЛЛОВА ТАНАТОХРОНОТОП В КИНОТЕКСТАХ ПЕТЕРБУРГА И КИЕВА Обоснованное в статье авторское понятие «танатохронотопа» как хронотопа художественного произведения, детерминированного смертью эстетически, оптически, ритмически, применяется автором к анализу совокупных «репрезентативных городских кинотекстов» Петербурга и Киева в работах режиссеров Л. Кулиджанова <...> Актуальность статьи обусловлена решением ряда комплексных задач теории и истории кино в культурологическом исследовании: концептуализируется понятийный ряд, связанный с репрезентативным кинотекстом города, который ранее не вычленялся из общекультурного понятия «городского текста»; впервые обоснована специфика «петербургского кинотекста» в российском кино, показана его неоднородность; вводится авторское понятие «танатохронотопа», позволяющее рассмотреть как репрезентативный текст города, так и его декадентский излом в ключе танатологии кино как новой, стремительно развивающейся философскокультурологической дисциплины; «петербургская матрица» кинотекста применена к анализу ранее неисследованного кинотекста Киева, выявлено сходство и различие (на уровне «функции монтажной цензуры» и пр.) <...> . Ключевые слова: танатология кино, танатохронотоп, репрезентативный кинотекст города, знаковые локусы как коды кинотекста, декадентская парадигма петербургского кинотекста, смертогенность ландшафта, столичность, пиковость. анатология кино как гуманитарная субдисциплина раскрывает исключительные возможности кинематографа в плане эстетического исследования смерти [1]. <...> Танатохронотоп предварительно может быть определен как хронотоп, представленный в художественном произведении, в котором элемент смерти вписан на уровне знаково-локусном и на уровне ритмическом; это хронотоп, пропущенный сквозь оптику смерти, в данном случае кинематографическую. <...> Его создают многие факторы, в том <...>