Нация и мир Александр Джумаев Исчезающий город как знак и мироощущение в культуре Центральной Азии В этом городе, где постепенно все становится пеплом и тленом, я, как море, впитался в песок и давно уже умер, наверно. <...> Казалось бы, все наоборот: все больше и ярче сверкает вокруг, все новые и новые зеленоватоголубые купола — символ «новой национальной эстетики» — то там, то тут вступают в соперничество с неповторимо голубым небом Города. <...> Но нет от того радости, не замечают поэт и его почитатели этих красот, а видят пепел и тлен. <...> Как не замечают «новых красот» многие поэты и художники, да и «рядовые граждане» в других городах бывшего Советского Союза — в АлмаАте, Ашхабаде, Баку, Ереване, Москве, Петербурге, Казани… Несколько отстают Бишкек, Душанбе… Но и тут, и там энергично стучат топоры большой «всенародной стройки», щедро оплачиваемой из скромных бюджетов новообразованных государств, кредитов западных банков и из карманов разжиревших на взятках, коррупции и нефте (нарко, хлопко, гранто и др.) долларах новых «энергичных людей» (В.Шукшин <...> Строят везде: в центре и на окраинах, в природоохранных зонах и исторически значимой городской среде, по соседству с древними памятниками и вместо них… Быстрее вложить в то, что приносит доход, пока не рухнул доллар, не пристрелили конкуренты, не начались стихийные бед ствия… Стахановцы отдыхают. <...> Можно ли это в общемто хорошо известное и ставшее обыденнобанальным явление связать с некоторыми событиями в современном художественном творче стве нашего ЦентральноАзиатского региона? <...> Конечно, не напрямую, но все это как то влияет на современную художественную культуру. <...> Как бы там ни было, но раньше других, повидимому, осознали неотвратимость и необратимость наступающих изменений «ферганцы» — поэты «ферганской поэти Александр Джумаев. <...> Они переместили Фергану (и в особенности ее исчезновение) в свое особое состояние, мироощущение. <...> «Фергана <...>