Константин Фрумкин Политкорректность — это судьба «Свой принцип взаимодействия культур я бы рискнул сформулировать так: на роды должны общаться через посредство своих рационализированных элит и праг матизированных периферий, а соприкосновение национальных тел, их культурных ядер желательно свести к минимуму. <...> Любовь культур может быть только платоничес кой: слишком тесное сближение тел обращает ее в отвращение. <...> Главные трудности межкультурного общения возникают тогда, когда в соприкосновение вступают мас сы…» — пишет Александр Мелихов в статье «Конфликт культур», опубликованной в нынешнем году в № 2 нашего журнала. <...> Одна из смешных ошибок, какую можно допустить при рассуждениях о межна циональных отношениях и диалоге религий, заключается в том, чтобы противопос тавлять «имперский» и «либеральный» подходы. <...> Впрочем, не стоит упрекать кого бы то ни было в неточном употреблении терминов — значения обоих слов достаточно расплывчатые. <...> При желании «имперский» подход можно отождествить с агрессив ным национализмом, с подавлением побежденных народов господствующей нацией, элементы этого можно найти в практике реально существовавших империй — однако в современной российской публицистике под имперскостью понимают нечто другое. <...> Об имперском подходе сегодня говорят только те, кто употребляет слова «им перия» и «имперский» с неизменно позитивными коннотациями, а потому и имперс кий подход — это, по мысли современных публицистов и политических мыслителей, есть тончайшее искусство удерживать разные народы в одной державе, умение сдер живать национализм одних и амбиции других, не наступать на любимые мозоли, не раздражать национальную гордость, обеспечивать хотя бы внешнее равноправие и увлекать общими лозунгами, не входящими в противоречие с национальной и любой другой идентичностью. <...> Если здесь есть отличие от той политики, которую проводят такие столкнувшиеся с многонациональностью <...>