Критика Владимир Губайловский Искусство памяти Кризис литературы Мы живем во время кризиса литературы, кризиса словесного творчества. <...> Есть и более частные кризисы — кризис поэзии и кризис прозы. <...> Кризис поэзии Сегодняшний кризис угрожает поэзии смертью. <...> Не конкретно русской поэзии или какойто другой, например, западноевропейской, а вообще поэзии, как виду литературы. <...> Это видно, например, при сравнении «Одиссеи» Гомера и «Улис са» Джеймса Джойса. <...> Объем прозы, сравнимый с «Одиссеей» (например, хотя бы часть «Улис са»), дословно сохранить в памяти невозможно. <...> Искусство памяти 211 Поэзия — это одна из форм мнемоники. <...> Но стих, свобод ный от традиционной ритмической решетки (такой стих я буду называть верлибром), это никак не проза. <...> Эту сжатость верлибр наследует у традиционной поэзии, и именно ради этой сжато сти и последней точности мы и отказываемся от ритмики. <...> В регулярном стихе «из песни слова не выкинешь», но заменишь запросто, поставишь другое слово — экви метрическое. <...> То есть верлибр предъявляет уже предельные требования к памя ти: в нем нет традиционных повторов, нет ритмической «сцены», на которой развора чивается текст. <...> Искусство памяти его практически невозможно запомнить точно, а неточно его запоминать нет никако го смысла, потому что пересказать его нельзя. <...> Я никогда не видел, чтобы поэт читал свои верлибры наизусть. <...> Мы любим говорить, что русский язык в силу своей гибкости неисчерпаем даже при тех ограничениях, которые на него накладывает регулярная поэзия, что в нем бесконечное число ритмических вариаций и бездонный запас новых, небывших рифм, что сегодня работает много прекрасных поэтов, пишущих стихи разной степени регулярности, и т.д. <...> Кроме того, именно силлаботоника подвергается максимальной инфляции при существовании таких ресурсов, как stihi.ru, или других сайтов самопубликаций. <...> Только на stihi.ru число опубликованных произведений — более полутора миллионов, и по большей <...>