ISBN 978-5-392-20132-7 В монографии раскрываются основные проблемы современной методологии научного познания: ее предмет и структура, методологическая культура ученого, уровни научного познания, общенаучные и частнонаучные методы, проблема индукции, методологические аспекты динамики научного знания, методологические аспекты научной истины. <...> Предмет и структура методологии научного познания . <...> ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Понятия метод, методология, как и все общие понятия и категории языка, являются многозначными и потому требуют анализа и фиксации их различных значений [1; 3; 4; 11]. <...> Метод научный – это общее имя, собирательное понятие для обозначения различного рода средств, используемых для получения, обоснования, проверки и применения всех видов и единиц научного знания. <...> Поэтому существуют различия, подчас глубокие, между методами познания не только в качественно различных по содержанию областях (отраслях) науки (математика, естествознание, социально-гуманитарные науки, технические и инженерные науки), но и на различных уровнях познания в каждой науке (методы чувственного научного познания, методы эмпирического познания, методы теоретического познания, методы метатеоретического знания). <...> Все зависит от области науки, уровня научного познания и содержания конкретной единицы знания. <...> Предмет и структура методологии научного познания Все методы научного познания, в зависимости от широты их применения в различных областях науки и на различных уровнях научного познания, можно разделить на два основных множества: общенаучные и частнонаучные. <...> В основе такого движения лежат индуктивные выводы четырех логических форм: перечислительной индукции, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, математической индукции [5]. <...> Индукция как обратная дедукция – эвристическая процедура научного мышления, связанная с выдвижением общей гипотезы (в частности, эмпирического <...>
Методология_научного_познания._Монография.pdf
УДК 327:001.8(075.8)
ББК 66.4я73
Л33
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Сергей Александрович Лебедев — российский философ, специалист в области логики и
методологии науки, истории и философии науки, научного менеджмента, философской
антропологии. Доктор философских наук, профессор, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
и МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Рецензенты:
Гранин Ю. Д., доктор философских наук, профессор;
Ильин В. В., доктор философских наук, профессор.
Лебедев С. А.
Л33
Методология научного познания: монография. — Москва : Проспект,
2016. — 256 с.
ISBN 978-5-392-20132-7
В монографии раскрываются основные проблемы современной методологии научного
познания: ее предмет и структура, методологическая культура ученого, уровни научного
познания, общенаучные и частнонаучные методы, проблема индукции, методологические
аспекты динамики научного знания, методологические аспекты научной истины. Все эти
проблемы рассматриваются в книге с позиций уровневой структуры организации знания в
современной науке.
Книга адресована всем, кто интересуется проблемами современной методологии науки,
но прежде всего начинающим исследователям: магистрам, аспирантам, а также молодым
преподавателям и научным сотрудникам.
УДК 327:001.8(075.8)
ББК 66.4я73
Научное издание
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Монография
Лебедев Сергей Александрович
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 01.06.2016. Формат 60×90 1
Печать цифровая. Печ. л. 16,0. Тираж 20 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
.
ISBN 978-5-392-20132-7
© Лебедев С. А., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предмет и структура методологии научного познания ...............5
1. Общенаучные методы познания .........................................................6
2. Частнонаучные методы познания ....................................................18
3. Структура методологии научного познания ....................................23
4. Методология науки и методологическая культура ученого ............29
Литература .............................................................................................36
Глава 2. Структура научного знания ......................................................37
1. Понятие научного знания .................................................................37
2. Научная рациональность и ее виды .................................................38
3. Основные уровни научного знания ..................................................40
Литература .............................................................................................57
Глава 3. Методы чувственного познания ...............................................59
1. Научное наблюдение .........................................................................60
2. Научный эксперимент ......................................................................62
Литература .............................................................................................64
Глава 4. Методы эмпирического познания .............................................66
1. Абстрагирование ...............................................................................68
2. Научное описание .............................................................................72
3. Обобщение .........................................................................................73
4. Индукция ...........................................................................................73
5. Эмпирическое объяснение и предсказание .....................................80
6. Эмпирический анализ и синтез ........................................................81
7. Сравнение ..........................................................................................81
8. Измерение..........................................................................................82
9. Классификация .................................................................................82
10. Моделирование ................................................................................83
11. Аналогия ..........................................................................................84
12. Экстраполяция ................................................................................84
13. Эмпирическое (индуктивное) подтверждение ...............................86
14. Эмпирическое опровержение (эмпирическая
фальсификация) ...........................................................................................94
15. Предсказательная сила научно-исследовательских программ ......99
Литература ...........................................................................................102
Глава 5. Проблема оправдания индукции .............................................104
1. Метафизическое, или дедуктивное, оправдание индукции ..........105
2. Прагматический подход к решению проблемы индукции ............108
3. Конвенционалистский подход к решению проблемы
индукции ....................................................................................................111
4. Индуктивно-аналитическое решение проблемы индукции .........112
5. Лингвистическое разрушение проблемы индукции ......................116
Литература ...........................................................................................120
Стр.3
4 •
Содержание
Глава 6. Методы теоретического познания ..........................................121
1. Методы построения исходных объектов теории ...........................122
2. Методы построения производных объектов теории .....................132
3. Методы построения научных теорий .............................................138
Литература ...........................................................................................179
Глава 7. Методы метатеоретического познания ..................................181
1. Метод формализации ......................................................................182
2. Метод парадигмального обоснования ............................................189
3. Метод общенаучного онтологического обоснования ...................193
4. Метод общенаучного гносеологического обоснования ................203
5. Метод философского обоснования ................................................216
Литература ...........................................................................................225
Глава 8. Методологические аспекты динамики научного знания .........227
1. Кумулятивистская модель динамики научного знания ................227
2. Интерналистская и экстерналистская концепции развития
научного знания .........................................................................................234
3. Общие и специфические закономерности развития научного
знания .........................................................................................................239
Литература ...........................................................................................241
Глава 9. Методологические аспекты истинности научного знания ......244
1. Основные концепции научной истины .........................................244
2. Методологические уроки естествознания XX в. ............................246
3. Плюрализм научных истин .............................................................251
Литература ...........................................................................................256
Стр.4